РБК daily ознакомилась с первыми резонансными делами по ущемлению прав российских предпринимателей, на защиту которых встал бизнес-омбудсмен Борис Титов. Два бизнесмена пострадали от одного из самых популярных в регионах способов рейдерского захвата: власти обвинили предпринимателей по самой модной и удобной статье «Мошенничество» в похищении госсубсидий.
Предприниматель из сибирского городка Усолье-Сибирское (Иркутская область) Евгений Бондарев начал свой бизнес еще в 2006 году, решив построить местную свиноферму в рамках нацпроекта «Сельское хозяйство» (ООО «Алексис»). «Мы взяли развалившийся совхоз и начали строить свинокомплекс. Сейчас он дает до 6 тыс. голов в год», — рассказывает бизнесмен. По его словам, бизнес развивался вполне успешно до тех пор, пока экс-мэр города, имевший многочисленные родственные связи в местных правоохранительных органах, Евгений Кустос не попросил «продать за бесценок» принадлежавший г-ну Бондареву железнодорожный тупик.
Предприниматель от столь «заманчивой» сделки отказался и в итоге чуть не поплатился созданным бизнесом. «Осенью 2009 года пошли запугивания. В июне 2010 года нам на три месяца отключили свет. У Кустоса многочисленные связи в местных правоохранительных органах, его жена — начальник следственного отдела. Все это дало ему возможность завести на меня дело», — говорит г-н Бондарев.
Судебные тяжбы длятся уже более двух лет. Уголовное дело по статье «Мошенничество» (ст. 159 УК РФ) на бизнесмена возбудили по рапорту местного милиционера еще осенью 2010 года. Предпринимателя обвинили в хищении субсидий на сумму около 4 млн руб., которые он получал от Минсельхоза для погашения части затрат на уплату процентов по кредиту, полученному от Россельхозбанка. При этом ни Минсельхоз, ни банк претензий к бизнесмену не имели. Сейчас Евгений Бондарев ждет решения местного суда, г-н Кустос был задержан зимой 2011 года, а позже осужден на десять лет лишения свободы сразу по трем статьям (в их числе «Покушение на убийство», «Незаконное хранение огнестрельного оружия и боеприпасов», «Превышение должностных полномочий»). До прокурора города Усолье-Сибирское Романа Шергина РБК daily дозвониться не удалось.
Похожая история произошла и в Костромской области с животноводческим комплексом ЗАО «Агромол», гендиректором которого является Дмитрий Малов. Предприятие было создано в 2004 году, спустя два года учредители в рамках нацпроекта «Развитие АПК» взяли кредит в Россельхозбанке на 17,8 млн руб. (на строительство, реконструкцию и модернизацию комплекса). При этом компания также подала заявку на рефинансирование государством процентов по займу. Однако уже в 2008 году против г-на Малова было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество». Бизнесмена обвинили в том, что он имел преступный замысел в хищении 1,8 млн субсидиарных рублей. Как и в предыдущей истории, ни банк, ни Минсельхоз никаких претензий к учредителям компании не имели. Агрокомплекс был введен в эксплуатацию, полностью функционировал, а бизнесмены исправно выплачивали кредит.
По словам сотрудников комплекса, перед возбуждением дела к г-ну Малову обращались ряд отставных сотрудников правоохранительных органов с предложением о продаже бизнеса, сопровождавшимся угрозами. Как и Евгений Бондарев, г-н Малов от предложений экс-правоохранителей отказался. За что жестоко поплатился: региональное отделение ФСБ добилось возбуждения уголовного дела, и предпринимателя осудили на 5,5 года. В октябре 2011 года бизнесмен был досрочно освобожден. На данный момент г-н Малов полностью оправдан решением Верховного суда.
Практика привлечения к уголовной ответственности предпринимателей якобы за хищение субсидий и других государственных выплат сейчас становится распространенной, говорит глава секретариата ЦОП «Бизнес против коррупции» Сергей Таут. «Ведь частный интерес правоохранителям трудно обосновать. А вот когда фигурируют бюджетные деньги, то можно все обосновать заботой о госбюджете», — поясняет он. По его словам, только 30% дел, возбужденных против предпринимателей, доходит до суда, тогда как по общеуголовным — 98%. «Дела заводятся, чтобы покошмарить предпринимателей. Чтобы получить ту же субсидию, госорган тщательно проверяет бизнесмена. При этом МВД или ФСБ в некоторых делах вдруг решают сами по себе, что предприниматель что-то украл», — говорит г-н Таут. Однако за воспрепятствование предпринимательской деятельности в год наказывают не более 15 чиновников, тогда как по статье «Мошенничество» ежегодно сидит около 13 тыс. предпринимателей.