Реклама. РR.

Москва перетянула суд на свою сторону в споре по рекламным перетяжкам

Радость владельцев транспарантов-перетяжек оказалась преждевременной. На прошлой неделе арбитражный суд Москвы признал недействительным инициированное столичным департаментом СМИ и рекламы расторжение договоров с операторами. Однако, как выяснилось из полного текста решения суда, чиновникам и не надо было расторгать договоры — они автоматически утратили силу, после того как правительство Москвы своим июльским постановлением полностью запретило перетяжки как рекламный формат.

Владельцы перетяжек судятся со столичным департаментом СМИ и рекламы с августа. Причиной стало постановление правительства Москвы N319-ПП от 19 июля 2011 года, которое запретило в городе этот рекламоноситель. Руководствуясь постановлением, в августе департамент аннулировал ранее выданные разрешения на установку и эксплуатацию перетяжек и в одностороннем порядке расторг договоры с их владельцами.

Входящее в группу CityText ООО «Юпон» (на момент выхода постановления владело 230 перетяжками) пыталось в суде доказать, что введенный московскими властями запрет противоречит федеральному закону «О рекламе», который перетяжки разрешает. 28 октября иск «Юпона» был отклонен. Суд решил, что размещать рекламу на перетяжках можно, а вот сами эти конструкции — нельзя (см. «Ъ» от 8 ноября).

Параллельно владельцы перетяжек подали 13 исков к департаменту СМИ и рекламы, требуя признать незаконными аннуляцию разрешений и расторжение договоров. 14 ноября арбитражный суд Москвы, рассмотрев иск ООО «Домино-С» (владело 125 перетяжками), признал одностороннее расторжение договоров недействительным. В суде истец настаивал на том, что постановление N319-ПП не имеет обратной силы и введенный им запрет не распространяется на ранее заключенные договоры. Операторы «наружки» расценили решение суда по иску «Домино-С» как свою неожиданную победу.

В действительности владельцы перетяжек проиграли, следует из опубликованного полного текста решения суда. В связи с принятием постановления N319-ПП размещение перетяжек в Москве стало незаконным, констатировал суд и далее сослался на ч. 1 ст. 417 ГК РФ. Она гласит: «Если в результате издания нормативно-правового акта исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, это обязательство прекращается полностью или в соответствующей части». Таким образом, после того, как постановление N319-ПП вступило в силу, обязательства сторон по долгосрочным договорам на установку перетяжек «являются прекращенными». Поэтому оснований для расторжения договоров со стороны департамента не имелось — «обязательственные отношения между департаментом и истцом уже отсутствовали».

Ранее, когда была известна только резолютивная часть решения суда, департамент СМИ и рекламы, по словам его пресс-секретаря Владимира Яковлева, готовился подать апелляционную жалобу. Теперь такой надобности нет, признает господин Яковлев. В «Домино-С» сообщили, что, прежде чем обращаться в апелляционную инстанцию, попросят арбитражный суд Москвы разъяснить данное решение.

Всего в Москве на момент выхода постановления N319-ПП на законных основаниях размещалось более 1,9 тыс. перетяжек. По оценкам исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик», выручка их владельцев в 2010 году составила примерно 1,9 млрд руб., что составляет около 11% всех затрат на наружную рекламу в столице.

В других исках к департаменту суд поддерживает ответчика. Уже отклонены иски входящих в группу News Outdoor ОАО «Мосгорреклама», ЗАО «Рекламная фирма «Столица-М»» и ООО «Единый город-1». Эти компании, совместно владевшие более 1 тыс. перетяжек, просили признать аннуляцию разрешений недействительной.

Коммерсантъ

Популярные новости

To Top