В Мире. Экономика. Рынки

Рыбные войны. Что Исландия не поделила с ЕС?

«Макрелевые» и «тресковые» конфликты между Исландией и Европейскими странами продолжаются не одно десятилетие. Что еще страна делит с ЕС, разбирался АиФ.ru.

Сегодня стало известно, что Исландия отозвала свою заявку на членство в Евросоюзе, которая была подана в 2009 году. Об этом сегодня пишут СМИ со ссылкой на агентство Франс Пресс. Решение не было сиюминутным, ранее премьер-министр страны Сигмюндюр Давид Гюннлёйгссон сообщал, что Исландия готовится к такому шагу. Переговоры о вступлении были приостановлены еще в 2013 году. Официальное обращение о намерении не возобновлять в дальнейшем переговоры о вступлении уже было передано руководству ЕС.

ПОШЛИ, НО ПЕРЕДУМАЛИ

Даже на момент подачи заявки в стране не было единого мнения и уверенности насчет необходимости такого шага. Об этом говорят результаты голосования в парламенте во время принятия решения 6 лет назад: при 33 голосах, отданных за присоединение к ЕС, 28 парламентариев высказались против этого, еще двое воздержались.

Главным аргументом в пользу подачи заявки были переход на евро и возможность влиять на принятие решений. При этом к Шенгенской зоне Исландия присоединилась еще в 2000 году. Ранее, уже в 1994 году, наряду с другими странами Исландия вошла и в единое европейское экономическое пространство, объединившее рынки Западной и Северной Европы. На сегодняшний день страны Евросоюза и так являются главными покупателями немногочисленного ассортимента товаров Исландии, на европейских покупателей приходится более 2/3 всего внешнего товарооборота страны. Членом НАТО Исландия также стала одной из первых, в 1949 году. По сей день это позволяет ей не иметь собственную армию и обходиться береговой охраной.

Кризис 2008 года Исландия перенесла с огромным трудом, потеряв три крупнейших банка страны и едва не став банкротом. С последствиями этого страна не справилась до сих пор, ее внешний долг на сегодняшний день в 6 раз превышает ВВП. И это при том, что до кризиса Исландия была одной из самых экономически развитых стран в мире при населении чуть более 300 тыс. человек. В значительной мере именно экономические трудности подтолкнули в свое время Рейкьявик к рассмотрению вопроса о присоединении к ЕС. Такое решение могло дать некоторые гарантии экономической стабильности в стране и обезопасить ее от повторения подобных катастроф в будущем.

ВОЙНЫ — МАКРЕЛЕВЫЕ И ТРЕСКОВЫЕ

Главным же аргументом против вступления страны в ЕС всегда были европейские требования, касающееся рыболовства. Исландия является северным островным государством, благодаря чему главной отраслью экономики страны всегда были добыча и обработка этого свободно плавающего вокруг ресурса. Исландский рыболовный флот считается едва ли не самым лучшим в мире. Ежегодно Исландия отлавливает около 2 млн тонн рыбы, значительная часть которой поставляется в страны ЕС (до 50%).

Споры о квотировании отлова рыбы между Исландией и ЕС возникали на протяжении всех лет, пока страна была в рядах кандидатов на вступление. До этого активные «тресковые» войны Исландия вела со своим ближайшим соседом и соперником по рыбной ловле Великобританией. Викинги в одностороннем порядке увеличивали себе морские границы, в пределах которых намеревались рыбачить, то резали сети английским рыбакам. Несколько раз даже чуть не разгорелся конфликт, но в нужный момент свое веское слово говорил НАТО. Альянсу не хотелось терять свою крупную базу на северном острове.

В 2013 году конфликт между Брюсселем и Рейкьявиком, названный «Макрелевой войной», уже чуть не привел к отзыву заявки. ЕС потребовал от Исландии значительно снизить квоты на отлов рыбы под угрозой введения экономических санкций. Это было связано с увеличением в несколько раз отлова скумбрии (макрели) и сельди, но не из-за жадности северных рыбаков, а в связи с изменением климата. Из-за потепления косяки этой рыбы сместились на север. Странам ЕС при этом заниматься рыболовством стало наоборот сложнее, и то, что радовало северного соседа, приводило их в негодование.

Брюссель тогда ввел санкции против Фарерских островов, полностью запретив им ввоз рыбы в ЕС и тем самым лишив гигантского рынка сбыта. Аналогичные угрозы были озвучены и в адрес Исландии.

Что касается стран-членов ЕС, то для них ежегодно и коллегиально устанавливаются единые квоты на отлов рыбы, то есть никакой самодеятельности. Для зависящей от отрасли на 90% исландской экономики применение подобных мер смерти подобно, а второго воскрешения ей уже не светит.

ЭКОНОМИКА ПО-ИСЛАНДСКИ

Еще одним камнем преткновения между Исландией и ЕС является внешний долг Рейкьявика, который тот отказывается выплачивать. Во время кризиса, который чуть не пустил страну по миру, рухнули три крупнейших банка, о чем говорилось выше. Примечательно то, что суммарные активы этих банков накануне кризиса в несколько раз превышали ВВП страны. Все они строили свою деятельность по принципу хедж-фондов, чем и обеспечили себе гарантированное обрушение при первом же серьезном колебании рынка.

Тогда же, когда дела в нехитрой банковской системе страны шли еще хорошо, в нее активно вкладывались граждане соседних европейских государств, в частности Нидерландов и Великобритании. После падения банковского сектора оказалось, что денег на выплаты депозитов попросту нет. Исландия честно сообщила об этом европейским соседям, но те извинения не приняли и заморозили активы исландских банков в Великобритании.

Парламент Исландии принял закон о выплате долгов иностранным вкладчикам, но действующий президент отказался его подписывать. В результате вопрос о том, а надо ли вообще выплачивать иностранцам какие-либо деньги, был вынесен на всенародный референдум. Благо, что с населением в 300 тыс. референдумы можно проводить по любому бытовому вопросу и даже путем подсчета поднятых рук. Естественно, 90% населения проголосовали за то, чтобы никому никаких денег не возвращать.

Конфликт до сих пор так и не улажен.

Популярные новости

To Top