Торговля. Ритейл. Розница

Лицензия на спиртное может подешеветь, но крепкий алкоголь подорожать

Алкоголь, спиртные напитки
© РИА Новости

Стоимость лицензии на торговлю спиртным может снизиться, причем сразу в три раза, с 65 до 20 тысяч рублей. С такой инициативой выступили в Госдуме, заодно предложив изменить и порядок предоставления разрешения. Сетевым предприятиям платить придется за каждую точку в составе торговой сети по отдельности. По мнению авторов законопроекта, это поможет уравнять в правах крупный и средний бизнес, а небольшим продавцам выйти из тени и отказаться от нелегального сбыта спиртного. Все «за» и «против» собрал корреспондент «Известий» Роман Польшаков.

От того, что лицензия на продажу алкоголя подешевеет в три раза, выиграют далеко не все. Крупным сетевым компаниям придется платить за каждую точку, в этом их уравняют с малым бизнесом.

«Они платят гораздо меньше на каждый магазин, чем то же самое сельпо в Тверской области, где живет 100 человек», – заметил председатель Национального союза защиты прав потребителей, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.

Для малого бизнеса, будь то магазин у дома, кафе или рюмочная, пошлина за алкогольную лицензию может стать доступнее. В год она составит 20 тысяч рублей вместо 65. Разница ощутимая для предпринимателей. Как в глубинке, так и в крупных городах.

По словам Александра, владельца рюмочной, даже при стоимости лицензии в 65 тысяч отдавать приходится намного больше. Чтобы открыть заведение, нужно собрать большой пакет документов. Финансовая нагрузка действительно весомая.

«Госпошлина если платится, и по каким-то критериям помещение не проходит, то госпошлина не возвращается. Поэтому вынуждены идти к консалтинговому агентству, которым еще платить практически столько же», – заметил владелец рюмочной Александр Зардиашвили.

Получается, что для малой розницы в новых правилах лицензирования одни плюсы, но крупным вино-водочным ретейлерам придется раскошелиться, потому что на каждый магазин нужно будет получить отдельную лицензию, а значит, собрать отдельный пакет документов. Для крупных сетевых магазинов это даже не сотни, а тысячи лицензий.

Сейчас в России 58 тысяч действующих лицензий на розничную продажу алкоголя, а точек продаж – 240 тысяч.  Госпошлина идет в региональные бюджеты. Сейчас в общей сложности это около 4 миллиардов рублей, а будет почти 5 миллиардов.

«Например, «Магнит» будет платить 560 миллионов рублей вместо 4–5 миллионов, как сейчас, после вступления в силу законопроекта. «Красное и Белое» будет платить порядка 280 миллионов рублей, какая-нибудь сеть «Градусы» будет платить 4 миллиона. Изменения для них будут достаточно ощутимые», – заметил председатель Национального союза защиты прав потребителей, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.

С другой стороны, как считают в Госдуме, снижение нагрузки именно на малый бизнес позволит предпринимателям выйти из тени и сократит продажи паленой 40-градусной из-под полы. Законопроект будут обсуждать во втором чтении, и лицензионные сборы могут уменьшить еще для поселков в отдаленных районах.

«Сельские магазины – у них оборот небольшой, поэтому очень много сельских магазинов работают без получения лицензии, а значит, соответственно, с нелегальным алкоголем. Исходя из этого мы имеем достаточно большой оборот нелегального алкоголя. Поскольку если ты с ним работаешь, тебе все равно, что продавать», – заметил Игорь Косарев, президент Союза производителей алкогольной продукции.

Но и для крупных игроков рынка тоже есть плюсы – если приостановят лицензию, то только в том магазине, где нарушили закон, а не во всей региональной сети. Также не стоит забывать, что увеличение расходов всегда отражается в стоимости, и не в лучшую сторону, так что лицензия может подешеветь, а крепкий алкоголь, наоборот, подорожать.

Популярные новости

To Top