Общепит: тут у нас

Кофейный бум в миллионниках

Кофейня, кофе, кафетерий

Низкий порог входа на рынок и высокий спрос на кофе привели к буму открытия кофеен в российских городах-миллионниках. По подсчетам сервиса 2ГИС, в 2019 году число заведений в этом сегменте достигло 6,8 тыс. точек и впервые за несколько лет примерно на 1 тыс. объектов превысило число баров. Но участники рынка ожидают, что в течение трех лет начнется волна закрытия малоизвестных кофеен, а рынок вступит в фазу консолидации, пишет издание «Коммерсантъ».

По итогам 2019 года количество кофеен в российских городах-миллионниках впервые за последние годы превысило количество баров. Количество заведений первого формата выросло на 30%, до 6,8 тыс. объектов, второго — на 9%, до 5,8 тыс. точек.

По динамике открытий кофейни и точки по продаже других безалкогольных напитков, включая соки и чай, стали основными драйверами ресторанного рынка, обогнав также пиццерии (прирост на 21%), суши-бары (17%), столовые (15%), заведения быстрого питания (9%).

По числу точек кофейни находятся на четвертом месте, немного уступая ресторанам полного обслуживания (6,9 тыс. объектов), а также полноформатным кафе (12,2 тыс. точек) и сегменту фастфуда (15,2 тыс. заведений), следует из исследования.

О низком пороге входа на рынок как одной из причин популярности формата у рестораторов заявляют эксперты на рынке. По их оценкам, экспресс-кофейню можно открыть за 1 млн руб. и даже меньше, если приобрести неновое оборудование. Запуск точек неизвестных брендов может обходиться примерно в 400 тыс. руб., а кофейня с хорошим ремонтом потребует уже около 1,5–1,8 млн руб. без учета расходов на аренду. Кроме того, трафик в кофейне можно получать каждый день, а не только по пятницам и субботам: привычка употреблять алкоголь у поколений Y и Z слабеет, а кофейная становится популярнее.

Развитие баров сдерживают прежде всего территориальные ограничения: сложно найти подходящее помещение, которое будет не вблизи учебных заведений, детских центров и пр.

Кроме того, отмечают эсперты, свою роль может играть намечающийся тренд на здоровый образ жизни. У этого бизнеса больше регуляторных ограничений: необходимо получать лицензию, подключаться к ЕГАИС, регулярно проходить проверки различных служб. Для баров, расположенных в жилых домах, при этом могут ввести новые ограничения. Ко второму чтению в Госдуме подготовлен законопроект, который устанавливает минимальную площадь зала обслуживания посетителей для таких точек в 20 кв. м. Кроме того, документ позволяет субъектам РФ полностью запрещать торговлю алкоголем при оказании услуг общепита в жилых домах.

По прогнозам, в ближайшие пять-семь лет рынок кофеен будет только расти — в первую очередь в Москве и городах-миллионниках. Понимания, как устроен рынок в регионах, у сетей нет, но движение в эту сторону будет в ближайшие один-два года. Но, через два-три года начнется закрытие малоизвестных кофеен и сегмент вступит в фазу консолидации.

Популярные новости

To Top