Федеральная антимонопольная служба (ФАС) привлекла Россельхознадзор в качестве ответчика по делу о картельном сговоре, в котором замешаны группа «Русское море» Геннадия Тимченко и Максима Воробьева, «Атлант-Пасифик» и Северная компания. Ветеринарное ведомство подозревается в покровительстве ряду крупных российских импортеров норвежской рыбы и предъявлении необоснованных претензий к их конкурентам. До этого ни один госорган подобного статуса в картельных делах не фигурировал.
В пятницу в ФАС на очередном рассмотрении дела по подозрению в картельном сговоре при поставках семги и форели из Норвегии в качестве ответчика был привлечен Россельхознадзор, а его заместитель руководителя Евгений Непоклонов — в качестве лица, обладающего сведениями. Как пояснил источник в ФАС, Россельхознадзор подозревается в том, что «покровительствовал ряду крупных российских импортеров, предъявляя претензии ветеринарного характера к их конкурентам и норвежским экспортерам, которые не подписали эксклюзивное соглашение с этими импортерами». Также в статус ответчика были переведены компании-импортеры, ранее привлеченные к делу в качестве третьих лиц: РОК-1, «Нептун», рыбная компания «Викинг», ООО «Норвежская семга», ООО «Технолат» и ООО «Профибизнес».
В начале мая прошлого года Россельхознадзор ограничил ввоз в Россию охлажденной рыбы с 13 из 36 действующих норвежских предприятий. Официальная причина — несоответствие продукции ветеринарным требованиям России и Таможенного союза. В письме в правительство с жалобой на действия Россельхознадзора участники рынка утверждали, что «единственным импортером, чьих норвежских поставщиков данные ограничения не коснулись, оказалась Русская рыбная компания». В октябре того же года ФАС возбудила дело в отношении ЗАО «Русская рыбная компания», ЗАО «Атлант-Пасифик», группы лиц в составе ЗАО «ИТА Северная компания» и ЗАО «СК Ритейл» (далее — Северная компания) по признакам нарушения закона «О защите конкуренции». Выяснилось, что компании инициировали заключение «соглашений о стратегическом партнерстве» с норвежскими экспортерами. Как пояснил начальник управления по борьбе с картелями ФАС Александр Кинев, «в соответствии с этими соглашениями норвежские производители на пять лет теряли право поставлять рыбу для реализации на территории России кому-то, кроме эксклюзивных уполномоченных партнеров».
По итогам первого квартала 2013 года объем импорта норвежской рыбы и морепродуктов в Россию составил €202,6 млн (минус 13,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Как сообщил источник в ФАС, в ходе расследования были получены документальные свидетельства сговора, в частности соглашение о стратегическом партнерстве между норвежским экспортером Marin Harvest и одной из российских компаний от 2011 года. По соглашению, по словам источника, российская компания должна была закупать не менее 80% продукции именно у этого поставщика и обеспечить ему к 2017 году долю российского рынка охлажденного лосося в 45%. Получить комментарий у представителей Marin Harvest вчера не удалось, но, как ранее заявлял исполнительный директор этой компании Альф Хельге Аарског норвежской Undercurrent News, «партнерское соглашение одобрено юристами, и компании нечего скрывать».
Пресс-секретарь Россельхознадзора Алексей Алексеенко отказался от комментариев. Представители компаний были недоступны для общения.
До Россельхознадзора в делах о картельных сговорах в качестве соответчиков ни одно из федеральных министерств и ведомств не фигурировало. В случае если будет доказана вина компаний, им грозит штраф от 1% до 15% от годового оборота продаж продукции, в сговоре по которой они уличены.
Коммесрантъ