В Мире. Экономика. Рынки

Беларусь озабочена экологической маркировкой продукции

Если раньше экология была флагом, под которым собирались единомышленники, которые радели за сохранение окружающей среды, то сегодня экология – это уже экономический рычаг управления. Экспорт уже не может развиваться без экологической маркировки.

Проблемы совершенствования системы экологической маркировки в Беларуси обсуждались на круглом столе в рамках проекта Европейского союза и Программы развития ООН «Содействие развитию всеобъемлющей структуры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь».

— В первом полугодии 2012 года в рамках проекта был проведен сравнительный анализ законодательств Беларуси и ЕС в области критериев экологической маркировки. Разработаны предложения по сближению этих двух систем, — рассказала «Ежедневнику» Ольга Чабровская, руководитель совместного проекта ЕС/ПРООН. — По результатам круглого стола во второй половине 2012 года будут разработаны первые редакции ТНПА, или внесены изменения и дополнения в действующие ТНПА, при содействии национальных экспертов. Принятие разработанных ТНПА мы планируем в 2013 году.

В Беларуси возможны два варианта процедуры экологической маркировки продукции.

Во-первых, присвоение экологического знака в результате экологической сертификации, проводимой органом по сертификации продукции. Для этого необходимо разработать ТКП «Национальная система подтверждения соответствия. Экологическая сертификация. Порядок экологической сертификации продукции».

Во-вторых, в Беларуси возможно присвоение экологического знака специальной межведомственной комиссией по экологической маркировке. Для этого необходимо разработать и принять ТКП «Порядок маркировки продукции экологическим знаком соответствия. Основные положения».

Специалисты говорят, что нельзя отвергать ни одно, ни второе направление.

— Все говорят, что выпускают экологически чистую продукцию. Но когда мы предлагаем, давайте определим требования, отвечают, что им это не надо, — говорит Валерий Курилов, директор государственного предприятия «Экологияинвест». — Вопрос в том, чтобы подтвердить это соответствие, белорусские предприятия пока не готовы.

Сегодня речь идет об экологической маркировки непищевой продукции. Потому что там действует отдельная система маркировки – «натуральный продукт».

Для обсуждения на круглом столе были выбраны шесть видов продукции: обувь, деревянные напольные покрытия, шампуни, синтетические моющие средства, лакокрасочные материалы, деревянная мебель. Представители ведущих предприятий-производителей приняли активное участие в рассмотрении критериев.

— Сегодня производители должны понять, что движение в направлении экологической сертификации очень важно даже не для окружающей среды, а в первую очередь для бизнеса, — говорит Галина Волчуга, заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси. — Если по этому пути не идти, то в ближайшее десятилетие производство придет в тупик. Реализовывать продукцию не только в ЕС, но и в Беларуси в смысле конкуренции будет уже очень сложно.

Как считает Галина Волчуга, другие производители также должны стремиться к получению экологического знака. Замминистра добавила, что те средства, которые предприятия потратят на получение экологического знака, не сопоставимы с прибылью, которую они в дальнейшем смогут благодаря этому получить.

— В настоящее время «Атлант» ближе остальных предприятий к получению экологического знака. Он ближе к этому в плане энергоэффективности, а также ряда других критериев, — сказала замминистра, добавив однако, что предприятию придется немного поработать над документооборотом, так как получение знака предполагает приглашение зарубежных экспертов и проведение многочисленных аудиторских проверок.

Галина Волчуга также обратила внимание на то, что сегодня повышенные требования к продукции предъявляют не только производители, но и покупатель. Это еще один аргумент в пользу получения знака.

— Экологический знак — это имидж, — подытожила замминистра.

Что будет входить в структуру экологических критериев?

Первым пунктом должно стать – применение опасных веществ. Евросоюз принял директиву REACH и вопросы использования химических средства будут строго стандартизированы.

Следующими пунктами должны идти – процесс производства и процесс использования.

И самый главный вопрос экологической маркировки – это повторное использование после того как продукция вышла из употребления.

— Сегодня этот вопрос не отслеживается никак, — говорит Валерий Курилов. — Когда мы проводим экологические аудиты, мы видим, что нет никакой заботы о повторном использовании продукции. Продали – и забыли.

Отдельными пунктами в критериях должны стоять «информация для потребителя» и «требование к упаковке». В Европе эти вопросы регламентируется отдельным законодательством. Но это все равно учитывается при разработке экологических критериев.
Ну и нанесение знака по экологической маркировке. В белорусских стандартах предусмотрено, что знак должен стоять и на документации, которая сопровождает продукцию. И на упаковке.

Ежедневник.by

Популярные новости

To Top