Повышение средней заработной платы в США – это особенно любимая тема политиков-популистов. Но, как считает бывший генеральный директор McDonalds Эд Рензи, дешевле купить роботов, чем платить работникам по $15 в час.
Ранее он уже отмечал, пишут «Вести», что призывы повысить минимальную заработную плату в секторе фастфуда, что означает расходы на уровне 30 тыс. в год при полной занятости, строятся на фундаментальном непонимании ресторанного бизнеса.
Многие владельцы бизнеса уже сейчас начали готовиться к тому, что рабочие места придется сократить. Кто этому виной? Политики, работающие со своими потенциальными избирателями и обещающие повысить заработную плату.
Сейчас минимальная зарплата в США составляет $7,25 в час. В отдельных штатах этот показатель выше: в Калифорнии, например, $10 в час, в Нью-Йорке – $9. При этом в начале мая Калифорния и Нью-Йорк приняли законы о повышении зарплаты до $15 в час в ближайшие годы. Этого требуют и работники McDonalds, проводящие протесты около штаб-квартиры компании.
Математика фастфуда проста: низкоквалифицированные сотрудники, работающие за минимальную зарплату, работают неэффективно, а платить им больше нет смысла с точки зрения бизнеса.
«Я был на National Restaurant Show. Если посмотреть на робототехнические устройства, которые сейчас приходят в иностранную индустрию, то дешевле купить роботизированную руку за $35 тыс., чем нанимать сотрудника, который будет неэффективно фасовать картофель-фри за $15 в час. Это бред, это деструктивно, это инфляционно, и это приведет к потере рабочих мест по всей стране», — заявил Рензи.
И это, по мнению бывшего CEO крупнейшей сети ресторанов быстрого питания в мире, не ограничится только фастфудом. Франчайзинг – лучшая бизнес-модель в США сейчас. Она зависит от людей, которые почти не имеют навыков работы, которые должны расти.
«Если вы не можете платить людям разумную зарплату, вы поручите эту работу машинам. Это просто здравый смысл. Это произойдет, нравится вам это или нет. И чем сильнее вы поддерживает рост зарплат, тем быстрее это будет происходить».
Рензи также считает, что федеральный минимум заработной платы следует ликвидировать, оставив его на усмотрение властей отдельных штатов, что вполне логично.
«Я думаю, что мы должны иметь многогранную программу заработной платы в этой стране. Если вы учитесь в средней школы, вы должны иметь соответствующую «ученическую» зарплату. Если вы являетесь работником начального уровня, зарплата должна быть другой. Штаты должны регулировать это, потому что они лучше знают, что именно происходит «на земле», чем кто-либо другой в Вашингтоне».
Кроме того, Рензи подозревает организаторов кампании за повышение минимальной зарплаты в том, что они заботятся не о гражданах страны, а о повышении отчислений в фонды и бюджеты. Он уверен, что в крупных компаниях, таких как McDonalds, они не добьются успеха, так как этот бизнес по большей части легко перейдет на новые технологии.
С другой стороны, другие сектора могут быть менее гибкими, а сопротивляющийся бизнес всегда можно представить в виде жадных капиталистов, которые наживаются на своих работниках.
Корпоративный мир суров, но иногда борьба за права работников, даже если она ведется, может навредить этим работникам.
Пытаясь повысить доходы населения и поддержать за счет этого экономику США, власти только создают себе проблемы в долгосрочном периоде. Рост возможностей автоматизации и сокращение стоимости специализированных роботов приведет к снижению доступности работы, а значит, социальное неравенство будет только расти.
И тогда правительство вынуждено будет придумывать новые способы сохранения доходов населения в условиях ускоренной роботизации.