В России ужесточается контроль за соблюдением налогового законодательства. Международная группа по борьбе с отмыванием FATF рекомендовала считать уклонение от уплаты налогов преступлением, предшествующим отмыванию преступных доходов, и соответствующим образом наказывать налоговых уклонистов. Россия обязана исполнять рекомендации FATF, и теперь банкам придется следить еще и за налоговой дисциплиной своих клиентов, а наиболее злостным ее нарушителям будет грозить до семи лет лишения свободы.
Международная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF) пересмотрела перечень рекомендаций для своих членов, включив в него новый пункт, касающийся уклонения от уплаты налогов. «Список предикатных (предшествующих) преступлений для отмывания денег был расширен — в него включены налоговые преступления. Это подводит доходы от налоговых преступлений под власть и полномочия, которые используются для расследования отмывания денег»,— говорится в пресс-релизе FATF.
Международные стандарты противодействия отмыванию обязательны для государств—членов FATF. Россия является полноправным членом FATF с 2003 года.
Это означает, что теперь в России организации и граждан, заподозренных в уклонении от налогов, будут автоматически проверять также на причастность к отмыванию средств и финансированию терроризма. Организации, совершающие операции с деньгами или имуществом, будут передавать в Росфинмониторинг информацию об операциях, которые могут свидетельствовать об уклонении от налогов. Если Росфинмониторинг сочтет, что уклонение от налогов могло быть связано с отмыванием или финансированием терроризма, информация о таких операциях будет передаваться в правоохранительные органы.
Сейчас уклонение от налогов наказывается мягче, чем отмывание. УК РФ предусматривает в качестве максимального срока лишения свободы за уклонение от уплаты налогов с физического лица три года, с юридического лица — шесть лет (статьи 198 и 199), максимальный срок за отмывание — семь лет (статьи 174 и 174.1). Если следствие придет к выводу, что уклонение компании или гражданина от уплаты налогов было первым шагом, за которым последовало отмывание, обвинение будет выдвигаться по более тяжелым отмывочным статьям, указывают два источника «Ъ», близкие к финансовым регуляторам. «Степень общественной опасности преступлений, связанных с легализацией, более высока, а меры по статье 174 УК РФ более суровы,— говорит и партнер адвокатского бюро «Линия права» Дмитрий Крупышев. — Если будет доказан факт отмывания доходов, полученных от уклонения от уплаты налогов, то к подсудимому будут применяться более суровые санкции».
Около 4% ВВП, или около 2 трлн руб., было незаконно выведено из российской экономики путем отмывания средств за рубежом и обналичивания внутри страны, сообщил недавно первый вице-премьер Виктор Зубков, возглавляющий рабочую группу по выявлению и пресечению незаконных финопераций. В группу также входят представители аппарата правительства, МВД, ФНС, ФСФР, ФТС, ЦБ, Генпрокуратуры, Росфинмониторинга и ФСБ. При этом главным источником информации о подозрительных сделках являются банки. На них и ляжет основная нагрузка по выполнению новых требований FATF.
Сейчас банки обязаны сообщать в Росфинмониторинг о сделках, подлежащих обязательному контролю с точки зрения борьбы с отмыванием (например, об операциях с наличными на сумму свыше 600 тыс. руб.). При этом о налоговых операциях банки информируют профильные ведомства по их запросам. «Например, следственный комитет запрашивает у банка выписку по счету и на основе данной информации делает свои выводы»,— уточняет зампред правления «Ренессанс Кредита» Сергей Королев. По словам банкиров, исходя из содержания запросов от различных госорганов подозрения в уклонении от налогов вызывают операции компаний, у которых налоговые платежи составляют менее 5% от оборотов по счету, зарегистрированных в местах массовой регистрации, а также таких, у которых место деятельности и место жительства гендиректора не совпадают, особенно если директор еще и пенсионер.
Для того чтобы новая рекомендация FATF заработала в России и банки начали в обязательном порядке следить за налоговой дисциплиной своих клиентов, понадобятся поправки к антиотмывочному закону (115-ФЗ). Они введут в перечень подлежащих обязательному контролю операции, в которых могут быть использованы средства, полученные от неуплаченных налогов. Для банков такое расширение перечня обязательных для контроля операций может обернуться значительными финансовыми затратами. «Систему отслеживания операций, которые будут подпадать под обязательный контроль, получится автоматизировать, только если новые критерии будут прописаны четко и формально,— отмечает Сергей Королев.— Иначе для внутреннего контроля потребуется расширять штат сотрудников и совершенствовать систему программного обеспечения». «Как именно будут обозначены в законе такие операции — большой вопрос. Хуже всего, если они попадут не в число операций, подлежащих обязательному контролю, о которых достаточно просто сообщать, а в число так называемых сомнительных операций, которые банкам нужно самостоятельно выявлять»,— опасается глава службы внутреннего контроля банка из топ-20.
России придется пойти на затраты, связанные с изменением финансового мониторинга, указывают эксперты. «Выполнять новые рекомендации FATF придется, чтобы не попасть в черный список, что повлекло бы за собой усиленный контроль всех финансовых операций со стороны стран—членов FATF»,— говорит директор московского офиса Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк. «Попадание в черный список несет значительные риски»,— указывает Дмитрий Крупышев. «Их проявление — проблемы с проведением валютных платежей и финансовым обеспечением внешнеэкономической деятельности»,— поясняет один из собеседников «Ъ». Сейчас в списке фигурируют Иран и КНДР, еще у 15 стран есть пробелы в стратегии борьбы с отмыванием. Впрочем, по оценкам господина Савуляка, реализовать новую схему информирования Росфинмониторинга удастся не ранее 2014 года.
Коммерсантъ