Торговля. Ритейл. Розница

Пермский «НормаН» будет расти в других регионах

Пермские ритейлеры в кризис не планируют предпринимать активных действий по развитию продуктовых магазинов в краевом центре. Но они намерены пересмотреть планы относительно других регионов. Сеть «Норман-Виват» намерена в этом году увеличить более чем наполовину количество алкогольных супермаркетов «Норман» в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В Перми новых «Норманов» почти не появится, поскольку рынок и так насыщен, к тому же владельцы недвижимости не спешат снижать ставки по аренде. Отдельно стоящие алкогольные магазины являются наиболее перспективным форматом в условиях продолжающегося административного регулирования этого рынка, говорят эксперты.

Пермский «Виват» планирует совокупно увеличить сеть своих алкогольных супермаркетов «Норман» за 2015 год на 100 магазинов в трех крупнейших городах. Интересно, что все магазины будут открыты за пределами Перми. Наиболее амбициозные планы сеть имеет относительно Екатеринбурга, рассказал „Коммерсанту“ владелец компании «НормаН-Виват» Вадим Юсупов. Здесь работает 20 алкомаркетов, но до конца года сеть должна увеличиться на 36 «Норманов» (открывать их планируют по три в месяц). Столько же новых алкогольных супермаркетов будет открыто в Москве, на начало года в столице функционирует более 50 магазинов. Еще 24 «Нормана» появится в Санкт-Петербурге. Стоит отметить, что супермаркеты «Норман» в северной столице представлены заметнее всего — в ноябре прошлого года был открыт 101 магазин. В среднем в каждый регион будет вложено по 50 млн руб., уточнил господин Юсупов.

Магазины открываются на арендованных площадях, и, по словам Вадима Юсупова, с наступлением кризиса в указанных регионах находить интересные варианты для аренды оказалось проще. Точнее, проще везде, кроме Пермского края, уточняет ритейлер (в Перми работает около 50 алкогольных супермаркетов «Норман»). С другой стороны, «Норманы» активно развивались в Перми ранее, и рынок насыщен. Конкуренцию «Норманам» «на родине» составляет и крупнейшая российская сеть «Красное и белое». Свои планы по развитию в Перми они не раскрывают. «В Перми кризис в коммерческую недвижимость только приходит. В других регионах мы уже наблюдаем сниженные ставки по аренде, а наши только начали снижать. Развитие в Перми мы тоже планируем, но пока не можем предсказать, как это будет происходить».

Господин Юсупов уточнил, что, в отличие от «Норманов», «Виваты» не подвергнутся ни переформатированию, ни закрытию. «Мы определились с форматом и к кризису подготовились заранее. Есть пара магазинов, которые мы давно собирались закрыть. Также, может быть, один-два откроем. Но это не глобально», — отметил он.

Другой крупный пермский ритейлер Группа компаний ЭКС (развивает сеть магазинов «Семья») планирует скорректировать развитие сети, но руководство сети пока не готово говорить о деталях. «До текущего момента мы не корректировали планы развития сети. Мы периодически проводим оценку исполнения программы развития, сейчас смотрим планы с учетом нынешних экономических условий. Уже есть понимание того, как будут формироваться цены, поэтому имеет смысл еще раз подумать на перспективу и определиться с критериями открытия магазинов, более соответствующими рыночной ситуации. Развитие в других регионах — еще один вопрос на переосмысление», — сообщила директор ООО УК ЭКС Елена Жданова. «Пока мы программу выполняем с небольшим отставанием, в прошлом году запустили семь точек (ранее ЭКС анонсировал запуск десяти магазинов в год в течение пяти лет). Несмотря на кризисную ситуацию, с торговыми помещениями в Перми легче не стало, но договариваться с владельцами площадей стало проще», — добавляет госпожа Жданова.

Владельцы коммерческой недвижимости не спешат снижать ставки и этим не дают дополнительных импульсов для развития розницы, отмечают эксперты. Руководитель отдела маркетинга и консалтинга PAN CityGroup Юлия Цепенникова отмечала ранее, что в Перми, в отличие от московского рынка, имеется профицит предложения, но «сложился дисбаланс по ожиданиям арендаторов и тем ставкам, которые существуют»: «Если сравнить Пермь и Екатеринбург, у них средняя ставка в главных торговых коридорах 1,2–1,4 тыс. руб. за 1 кв. м; у нас, если брать Комсомольский проспект, — от 1,5 до 2,5 тыс. руб. Такой дисбаланс приводит к тому, что екатеринбургские сети отказываются развиваться в Перми».

Особое внимание к развитию алкогольного ритейла участники рынка объясняют отнюдь не ожиданием роста продаж легального алкоголя — этот показатель в кризис, напротив, упадет в пользу нелегального. Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз говорит, что это реакция на борьбу с алкоголем в рознице. «Специальные магазины с отдельным входом, либо „магазин в магазине“ с охранником, который будет препятствовать посещению магазина несовершеннолетними, — к такому варианту придут сети, уставшие от постоянного внимания со стороны народных избранников и контролирующих органов. Хотя мне, к примеру, удобнее покупать алкоголь там, где я покупаю продукты, — говорит господин Дробиз. — Так что сеть делает все правильно. Особенно если магазины размещаются на социально безопасных радиусах».

Популярные новости

To Top