Cербский опыт “импортовытеснения”

Почти 10 лет Сербия пытается вступить в Евросоюз, и процесс этот может растянуться, по оценкам еврокомиссара Йоханнеса Хана, до 2025 г. Хотя ЕС является основным торговым партнером балканского государства, в продовольственной сфере Сербии удается держать удар от наплыва европейских продуктов: пока страна экспортирует в ЕС больше сельскохозяйственной продукции, чем ввозит из союза. “Вести” узнали, каково отношение местного населения к продовольственной политике и как местные производители продвигают свои товары.

“Био” + маркетинг

Глобализация добралась и сюда – в магазинах много товаров известных мировых брендов из Америки, Германии, Италии. Однако произведенные в стране продукты занимают особые полки под надписью “Сделано в Сербии”. Свежее мясо, птица и рыба исключительно местные. Что касается мясных продуктов в упаковке для более долгого хранения, представители сербских хозяйств конкурируют с итальянцами и хорватами. Однако сербские производители нашли способ успешно продвигать свой товар, и в этом им помогла не зависящая от политики мода на здоровую еду. Они позиционируют свои продукты как “органические”. К примеру, телячья вырезка на развес стоит 1199 динаров за кг (около 700 руб.). А этот же товар в упаковке с маркировкой “органический” из маленького местного фермерского хозяйства – 2199 динаров за кг (около 1280 руб.). И хотя стоит биоеда значительно дороже обычной, сербы охотно покупают то, что произведено на местных фермах.

Маркетинг сербских производителей отменно работает и в части продвижения колбас. Как результат, импорта здесь очень мало. К примеру, фирма “Златиборац” заявляет, что изготавливает колбасы по старинным семейным рецептам с 1885 г., в экологически чистом месте. Продукция была официальным питанием для олимпийской сборной с 2014 по 2017 гг. Собственники вкладывают деньги в маркетинг своего продукта, и сербы отвечают любовью: эти колбасы встречаются практически во всех домах и на разных мероприятиях, предусматривающих фуршет.

Патриотизм совместно с грамотным продвижением повлияли на то, что большинство сербов предпочитают местные сладости. К примеру, сербское печенье “Плазма” – как Coca-Cola в Америке. Его употребляют отдельно и используют во многих сладких блюдах: “плазма-торт”, “плазма-шейк” (коктейль с печеньем), даже блины и бананы посыпают крошкой этого печенья. В 2000 г. это печенье получило звание “Чемпион качества ХХ века”. Сербы очень любят свою “Плазму” и гордятся, что ее можно встретить в крупных магазинах в Вене, Будапеште и Венеции.

Братская помощь

Сербы считают россиян братьями, поэтому готовы помочь тем, чем могут, особенно сельхозпродукцией. Неслучайно продуктовые санкции 2014 г., введенные против России, здесь были встречены с оптимизмом. У местных хозяйств появился способ расширить сбыт, тем более что в тот же год европейцы запретили ввоз сербской свинины по ветеринарным показаниям. В ответ Сербия также вводила дополнительные таможенные пошлины на импорт из ЕС свинины и молочной продукции, которые отменили только в конце прошлого года. Но не только протекционизм помогает местным “молочникам”.

В Сербии много производят и много потребляют кефира, сметаны, молока. Литр молока в супермаркетах в зависимости от производителя и жирности стоит примерно 100-140 сербских динаров (около 58-81 руб.). Йогурт входит в традиционный сербский завтрак, а кефиром часто перекусывают на ходу, запивая несладкую выпечку. Но главная любовь в этой группе продуктов отдана сыру и творогу. Творог сербы называют “мелкий сыр”, и он соленый. Его не едят с сахаром и не запекают как сладкое блюдо, а употребляют в качестве добавления к салатам или как начинку в хлеб. Если нужно купить творог в российском традиционном понимании – для сырников, например, или для запеканки, – то у продавца нужно спросить именно несоленый “мелкий сыр”. В этой группе продуктов импорта очень мало, и он явно неспособен вытеснить сербских производителей. А на популярных продуктовых рынках вообще продают исключительно местные продукты.

Сельскохозяйственная страна

Сельское хозяйство в Сербии традиционно очень сильно. У местных жителей никогда не было проблем с едой, даже во время военных действий или экономического кризиса. Здесь выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овес, кукурузу, сахарную свеклу, картофель, подсолнечник. Занимаются аграрным производством преимущественно частные фермеры, они владеют около 90% пахотных земель. Может быть, поэтому здесь самый низкий уровень использования пестицидов в Европе. По производству кукурузы Сербия стоит на третьем месте в Европе, уступая Франции и Венгрии, а в мире – входит в десять крупнейших экспортеров кукурузы. В мировом производстве пшеничной муки и подсолнечного масла сербские товары также занимают достойную долю.

Но больше всего денег приносит продажа фруктов и ягод: в Сербии идеальные климатические условия, а земли – одни из самых экологически чистых в Европе. Традиционно сербы являются лидерами по производству и экспорту малины в мире. Маленькие фермы, расположенные в горных деревушках, выращивают около 70 тыс. тонн ароматной ягоды в год, ровняя Сербию с такими гигантами, как Россия или США. Кроме того, Сербия – неоспоримый лидер в Европе по производству слив, а на мировом рынке уступает только Китаю в экспорте чернослива. На балканских землях отлично растут клубника, абрикосы, черешня, груши, голубика, яблоки, персики и виноград. Производство фруктов и ягод ценно ручным трудом: сербы бережно относятся к своим продуктам, собирают руками, аккуратно упаковывают.

Протекционизм

Государство помогает своим хозяйствам распространять продукты на европейский рынок разными способами. Сербское правительство субсидирует своих производителей и заключает соглашения о сотрудничестве с другими странами. К примеру, с Данией подписан договор об увеличении продажи сербских продуктов в обмен на обучение сербов западным стандартам в аграрной сфере.

Что касается субсидирования, то уже более десяти лет в сербском бюджете есть строка о поддержке агропрома, и почти 40% сельскохозяйственного бюджета тратится на помощь фермерам. Для получения субсидии производителю нужно иметь не менее 20 гектаров производственной земли. Тогда можно рассчитывать на единовременную помощь в размере около 300 евро за один гектар. Кроме этого, предусмотрены ежегодные выплаты от правительства по 100 евро на гектар. Таким образом государство субсидирует, к примеру, долгосрочные кредиты на покупку техники или краткосрочные – на семена и саженцы. По данным министерства сельского хозяйства и окружающей среды, поддержку ежегодно получает почти каждый второй фермер.

В Сербии невозможно услышать пренебрежительное высказывание по отношению к местным продуктам. Напротив, если есть сербский вариант какого-то товара, то жители скорее купят его, чем заграничную еду. Аргумент такой: это же наше, натуральное, мы знаем, из чего его делают, а привозное неизвестно как производится. Стандартная продуктовая корзина здесь составляет 25 845 динаров в месяц (около 15 тыс. руб.). В нее входят продукты местных производителей, и хотя они нередко дороже привозных, патриотизм и протекционизм делают свое дело: жители покупают то, что “сделано в Сербии”.

 
Статья прочитана 54 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Наши контакты

Тел.      +7 (495) 920-9978

Редакция   info@foodnewsweek.ru (при отправке письма учитывайте, что это ящик общей доступности)

Реклама       inm_reklama@mail.ru