Экономика. Рынки

Россия не выдерживает конкуренции в рамках ВТО

Попали на Олимпийские игры

Присоединившись к ВТО, Россия подписалась «под определенным вариантом развития», выбрав модель полной интеграции в мировую экономику, провозгласил на форуме генеральный директор ВТО Паскаль Лами.

«Конкурентная среда будет становиться еще более конкурентной, и мировая экономика будет интегрироваться не по странам, а по секторам, отраслям и сегментам рынка. Мы уже живем в системе, где производственная система организована в виде глобальных цепочек создания стоимости, цепочек поставок товаров и услуг И главный вопрос — где вы в этой системе можете создавать новую добавленную стоимость, новые рабочие места», — рассуждал он.

«Сейчас уже почти треть мирового ВВП идет на экспорт. Поэтому вопрос регулирования мировой торговли через ВТО становится самым важным. Раньше мы играли в дворовой команде, а теперь нам предложили Олимпийские игры. Хотим или не хотим, но нам придется конкурировать на международном пространстве, где уже 135 стран входит в ВТО», — отмечает глава Сбербанка Герман Греф.

Конкурентоспособность власти

Господин Лами напоминает: раньше барьеры в торговле были, по сути, средневековыми — тарифная политика и количественные ограничения. Ныне же главными являются регуляторные системы, такие как, например, сертификация по автомобильным выбросам. «Теперь важно, чтобы российская система стандартов и регулирования вписалась в глобальную. И это вызов для России», — говорит он.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров, соглашаясь с главой ВТО, отмечает, что Минпромторг не отказывается от допустимой в новых условиях поддержки предприятий и отраслей, чтобы они «были конкурентными по сравнению с иностранными коллегами». В том числе — субсидирования процентов по привлекаемым предприятиями кредитам на разработку новых продуктов и технологий.

Но его коллеги смотрят на проблему конкурентоспособности шире. «Сейчас на мировом рынке конкурируют не только отрасли и предприятия, а человеческий капитал, институты и системы госуправления. Скорость принятия решений такова, что в традиционных иерархических системах чисто бюрократической логики невозможно построить эффективную систему госуправления», — говорит министр Михаил Абызов.

«Сейчас возникает конкуренция национальных администраций. У бизнеса появляется возможность выбора лучшей среды. Бизнес голосует деньгами в пользу той территории, которая предоставит наилучшую регуляторную среду», — подтверждает председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко.

Герман Греф согласен, что конкурентоспособность правительства становится первой компетенцией, которая будет определять конкурентоспособность страны. Но при этом настаивает, что без качественного образования, буквально с детского сада, не будет ни конкурентоспособных властей, ни качественных институтов.

Где наша голова

В связи с этим Герман Греф упрекнул российских министров в том, что они еще «не потратили ни одного часа на изучение правил ВТО». И это, по его словам, напоминает выход на площадку хоккейной сборной, которая не знает правил игры. «Мы в (своей) голове еще не в ВТО. Где мы в нашей голове?» — риторически спросил он.

Это замечание относилось не только к проблемам образования, но и к возникшему на форуме спору о том, соответствует ли нормам ВТО введение в России утилизационного сбора на ввозимые автомобили. Он был введен в сентябре, и члены ВТО уже пожаловались на то, что это решение дискриминирует импортеров автомобилей. Вопрос о возможном нарушении Минпромторгом правил ВТО задал глава «Роснано» Анатолий Чубайс, адресовав его министру Мантурову. Тот признал, что у «коллег из-за рубежа» есть претензии. Но не к факту введения сбора (он есть и у других членов ВТО) или его величине, а к тому, что российские производители автомобилей в отличие от импортеров получили право уплачивать этот сбор не при выпуске автомобиля, а потом, оплачивая впоследствии его утилизацию.

Господин Лами не стал вдаваться в проблему утилизационного сбора, а просто напомнил, что Россия уже пять месяцев как член ВТО и вопрос о выполнении обязательств вообще не должен вставать. А вопрос о том, дискриминирует ли утилизационный сбор импортеров автомобилей, должен решаться через существующую в ВТО систему разрешения споров — досудебных или судебных. Как стало известно в тот же день, Минпромторг уже занялся урегулированием этой проблемы — для импортеров предлагается ввести такие же условия, как и для российских производителей.

Индикатор Депардье

При всем при этом директор департамента глобальных индикаторов и аналитики Всемирного банка Аугусто Лопес-Кларос, один из создателей рейтинга Doing Business, считает, что Россия успешно движется по пути совершенствования качества госуправления и системы регулирования. С мая прошлого года, когда президент Путин поручил правительству для улучшения инвестклимата руководствоваться показателями данного рейтинга, Россия переместилась со 120-го места на 112-е среди 185 стран. Это выше рейтинга Бразилии и Индии, но чуть ниже Китая.

Лопес-Кларос отмечает, что Россия пока неконкурентоспособна по издержкам для бизнеса при получении разрешений на строительство (178-е место), по подключению к электросетям (128-е место) и по легкости прохождения таможни. Однако по регистрации прав собственности у нее 49-е место, а по эффективности исполнения договорных обязательств вообще 11-е. «Могу поздравить правительство России с прогрессом и в налоговом администрировании», — добавил он на Гайдаровском форуме.

«События последних недель показали, что наша налоговая система одержала победу в глобальной конкурентоспособности. Мы получили Жерара Депардье», — пошутил в ответ на это Анатолий Чубайс. «Нам ждать бурного потока новых Депардье?» — обратился он к главе ФНС Михаилу Мишустину. «Жерар — это один из примеров человека, который серьезно думает не только о налоговых ставках, но и о прозрачности всей налоговой системы», — всерьез ответил тот, добавив, что российская налоговая система выстроена уже по международным стандартам. «Поэтому он выбрал не Болгарию, не Эмираты и не Казахстан, где тоже низкие налоги, а нас», — пояснил глава ФНС.

Вне экономики

«Если правительство будет и дальше уделять внимание регулированию бизнеса и улучшению инвестклимата, то я уверен, что Россия поднимется в рейтинге на 20–25-е место к 2018 году», — рисует Лопес-Кларос радужный прогноз повышения Россией ее глобальной конкурентоспособности.

Один из главных ответственных за разработку «дорожных карт» по повышению места России в рейтинге Всемирного банка, глава АСИ Андрей Никитин также был оптимистичен. В 2013 году АСИ продолжит разработку карт по снижению барьеров для бизнеса, включая обязательные требования для регионов и создание инвестиционной карты России. Он отметил, что «карты» также предназначены для формирования спроса компаний на инновации. «Наши предприниматели, получив возможность заработать деньги на инновациях, туда пойдут», — уверен Андрей Никитин.

Не столь радужно был настроен Анатолий Чубайс. По его словам, несмотря на хорошие макроэкономические условия для прихода инвестиций, качественную правительственную команду, правильные шаги по совершенствованию госуправления и инвестклимата, компетентные квалифицированные люди задумываются об отъезде за границу, а российский бизнес по-прежнему не хочет разворачиваться в сторону инновационной экономики. «Обо что спотыкается инновационный бизнес в России? О то же самое, обо что спотыкается весь бизнес в целом. О крайне слабую защищенность прав частной собственности, о по-прежнему зависимую и неэффективную судебную систему, о чудовищный уровень коррупции, которая у нас во всех отраслях на зашкаливающем уровне», — заявил он.

По его мнению, с этими внеэкономическими факторами разбираться труднее, чем с экономическими: «Проще говоря, проект под названием “демократизация России” намного сложнее, чем проект под названием “строительство рыночной экономки в России”. По словам Чубайса, если эти проблемы не решить, то Россия безнадежно отстанет от других стран.

Сейчас на мировом рынке конкурируют не только отрасли и предприятия, а человеческий капитал, институты и системы госуправления Наша налоговая система одержала победу в глобальной конкурентоспособности — мы получили Жерара Депардье Инновационный бизнес в России спотыкается о слабую защищенность прав частной собственности, зависимую и неэффективную судебную систему, чудовищный уровень коррупции.

Московские новости

Популярные новости

To Top