Экономика. Рынки

РФ может стать мировой «кормушкой», но для этого нужна господдержка

РФ может стать одним из лидирующих экспортеров некоторых видов продовольствия, однако для этого необходима соответствующая государственная поддержка, считают опрошенные агентством «Прайм» эксперты.

При этом наращивание экспорта не должно быть самоцелью, главное – эффективность и прибыльность отрасли, подчеркивают они.

Президент РФ Владимир Путин, выступая в среду с посланием Федеральному собранию, заявил, что Россия в течение четырех-пяти лет должна полностью обеспечить свою независимость по основным видам продовольствия, а затем — стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания.

ГЛАВНОЕ – ЭФФЕКТИВНОСТЬ

На пути к достижению заявленных целей у РФ уже есть успехи. Россия уже стала одним из крупнейших в мире экспортеров зерна и продуктов его переработки, масличных культур и растительного масла, напомнил вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.

Однако наращивая производство и экспорт сельхозпродукции, надо не забывать про эффективность, считает эксперт.

«Не знаю, надо ли становится именно крупнейшим, лидером… Надо быть просто эффективным. Экспорт зерна для России — это не самоцель, это инструмент обеспечения сбыта, чтобы крестьяне могли получать хорошие доходы. Если мы при этом сможем помочь миру продуктами питания — так это хорошо», — продолжил он.

По продукции животноводств ситуация сложнее, продолжил эксперт. «Этот рынок очень сегментирован, он очень сложный», — отметил Корбут. Хотя РФ сейчас экспортирует некоторые виды продукции. «Да, это в основном приграничная торговля с государствами СНГ. Но в любом случае на рынке мы присутствуем», — добавил он. Чтобы выйти на более глобальный рынок с продукцией животноводства РФ необходимо резко повысить ее конкурентоспособность, в первую очередь ценовую, продолжил собеседник агентства. «Вместе с этим надо создать возможности для неценовой конкуренции. Например, есть огромный, быстрорастущий рынок Ближнего Востока и Центральной Азии, это халяльная продукция. Мы можем поставлять туда мясо птицы, и такой опыт уже есть», — добавил эксперт.

«Без возможности выхода на внешние рынки инвестиционная привлекательность мясной отрасли России будет ниже, чем она была в последние годы — это очевидно», — отмечает в свою очередь руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин.

Однако Россия, считает он, в ближайшие годы останется одним из крупнейших импортеров мяса. «Но это не означает, что у нас не будет излишков отдельных ассортиментных позиций, которые мы могли бы вывозить», — заметил он.

БЕЗ ГОСПОДДЕРЖКИ НЕ ОБОЙТИСЬ

«Но для открытия внешних рынков государство должно силами всех своих ведомств, включая министерство иностранных дел, Минпромторг, Минэкономразвития и Минсельхоз, работать на эту задачу. Сегодня скоординированной и целенаправленной деятельности, не только на открытие экспортных рынков, но и на дальнейшее развитие АПК, нет», — продолжил Юшин.

Председатель правления Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Андрей Даниленко считает, что заявленных целей в молочной отрасли можно достичь. Он напомнил, что Советский союз некогда был крупнейшим производителем молока в мире. «Все, что было сказано сегодня в послании, более чем реалистично, но реалистично при существенно более высоком уровне господдержки», — отметил эксперт. Речь идет не только о деньгах, есть целый комплекс мер — это и борьба с фальсификатом, и стимулирование потребления отечественной продукции, госзаказы, интервенции и так далее.

Сегодня в мире существует глобальная конкуренция, напомнил он. Многие страны, развивая собственное производство, оказывают серьезную господдержку своим производителям.

Поэтому и в РФ ключевой вопрос заключается в том, какую поддержку и защиту государство будет предоставлять отечественным производителям, подчеркнул эксперт. «Пока мы не видим тенденции существенного увеличения господдержки молочной отрасли. Много чего обсуждается, но окончательных решений нет», — продолжил Даниленко.

На сегодняшний день уровень самообеспеченности молочной продукцией в РФ по разным оценкам составляет от 70% до 75%. «Теоретически увеличивать этот уровень на 2-3 процентных пункта в год — реально. Если мы через четыре года хотим достичь более высоких показателей самообеспеченности, то мы должны резко стартовать уже в следующем году, а для этого нужна мощная госпрограмма», — продолжил он.

По его словам, без сопоставимой господдержки с ЕС, Белоруссией, российские производители не смогут конкурировать с коллегами.

НУЖНА СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

На пути к достижению самообеспеченности продовольствием, скорее всего, РФ нужно специализироваться, расставлять приоритеты, исходя из природно-климатических и других особенностей, считает генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.

Например, РФ может сосредоточиться на наращивании экспорта тех товаров, по производству и поставкам которых имеет компетенцию, по которым она объективно может стать конкурентоспособной на международной арене. «Но для этого нам нужно, по крайней мере, не снижать поддержку этих отраслей», — заметил эксперт.

На мировом рынке продовольствия РФ придется столкнутся с серьезной конкуренций, соглашается Корбут. «На этот рынок надо прорываться», — сказал он.

Ранее на различных площадках не раз говорилось о необходимости создания в РФ специального агентства для продвижения российских продуктов питания на международном рынке.

Эксперты в беседе с агентством также подтвердили, что необходимость в такой структуре есть. «Должна быть экспортная поддержка, например, в виде гарантий и кредитования надежных экспортеров. В крупнейших старинах такие программы давно работают и работают неплохо», — отметил Рылько. Возможно, надо задуматься о создании такого агентства уже не на уровне России, а в рамках Таможенного союза в целом, заметил вице-президент РЗС.

Популярные новости

To Top