РФ может стать одним из лидирующих экспортеров некоторых видов продовольствия, однако для этого необходима соответствующая государственная поддержка, считают опрошенные агентством «Прайм» эксперты.
При этом наращивание экспорта не должно быть самоцелью, главное – эффективность и прибыльность отрасли, подчеркивают они.
Президент РФ Владимир Путин, выступая в среду с посланием Федеральному собранию, заявил, что Россия в течение четырех-пяти лет должна полностью обеспечить свою независимость по основным видам продовольствия, а затем — стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания.
ГЛАВНОЕ – ЭФФЕКТИВНОСТЬ
На пути к достижению заявленных целей у РФ уже есть успехи. Россия уже стала одним из крупнейших в мире экспортеров зерна и продуктов его переработки, масличных культур и растительного масла, напомнил вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.
Однако наращивая производство и экспорт сельхозпродукции, надо не забывать про эффективность, считает эксперт.
«Не знаю, надо ли становится именно крупнейшим, лидером… Надо быть просто эффективным. Экспорт зерна для России — это не самоцель, это инструмент обеспечения сбыта, чтобы крестьяне могли получать хорошие доходы. Если мы при этом сможем помочь миру продуктами питания — так это хорошо», — продолжил он.
По продукции животноводств ситуация сложнее, продолжил эксперт. «Этот рынок очень сегментирован, он очень сложный», — отметил Корбут. Хотя РФ сейчас экспортирует некоторые виды продукции. «Да, это в основном приграничная торговля с государствами СНГ. Но в любом случае на рынке мы присутствуем», — добавил он. Чтобы выйти на более глобальный рынок с продукцией животноводства РФ необходимо резко повысить ее конкурентоспособность, в первую очередь ценовую, продолжил собеседник агентства. «Вместе с этим надо создать возможности для неценовой конкуренции. Например, есть огромный, быстрорастущий рынок Ближнего Востока и Центральной Азии, это халяльная продукция. Мы можем поставлять туда мясо птицы, и такой опыт уже есть», — добавил эксперт.
«Без возможности выхода на внешние рынки инвестиционная привлекательность мясной отрасли России будет ниже, чем она была в последние годы — это очевидно», — отмечает в свою очередь руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин.
Однако Россия, считает он, в ближайшие годы останется одним из крупнейших импортеров мяса. «Но это не означает, что у нас не будет излишков отдельных ассортиментных позиций, которые мы могли бы вывозить», — заметил он.
БЕЗ ГОСПОДДЕРЖКИ НЕ ОБОЙТИСЬ
«Но для открытия внешних рынков государство должно силами всех своих ведомств, включая министерство иностранных дел, Минпромторг, Минэкономразвития и Минсельхоз, работать на эту задачу. Сегодня скоординированной и целенаправленной деятельности, не только на открытие экспортных рынков, но и на дальнейшее развитие АПК, нет», — продолжил Юшин.
Председатель правления Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Андрей Даниленко считает, что заявленных целей в молочной отрасли можно достичь. Он напомнил, что Советский союз некогда был крупнейшим производителем молока в мире. «Все, что было сказано сегодня в послании, более чем реалистично, но реалистично при существенно более высоком уровне господдержки», — отметил эксперт. Речь идет не только о деньгах, есть целый комплекс мер — это и борьба с фальсификатом, и стимулирование потребления отечественной продукции, госзаказы, интервенции и так далее.
Сегодня в мире существует глобальная конкуренция, напомнил он. Многие страны, развивая собственное производство, оказывают серьезную господдержку своим производителям.
Поэтому и в РФ ключевой вопрос заключается в том, какую поддержку и защиту государство будет предоставлять отечественным производителям, подчеркнул эксперт. «Пока мы не видим тенденции существенного увеличения господдержки молочной отрасли. Много чего обсуждается, но окончательных решений нет», — продолжил Даниленко.
На сегодняшний день уровень самообеспеченности молочной продукцией в РФ по разным оценкам составляет от 70% до 75%. «Теоретически увеличивать этот уровень на 2-3 процентных пункта в год — реально. Если мы через четыре года хотим достичь более высоких показателей самообеспеченности, то мы должны резко стартовать уже в следующем году, а для этого нужна мощная госпрограмма», — продолжил он.
По его словам, без сопоставимой господдержки с ЕС, Белоруссией, российские производители не смогут конкурировать с коллегами.
НУЖНА СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
На пути к достижению самообеспеченности продовольствием, скорее всего, РФ нужно специализироваться, расставлять приоритеты, исходя из природно-климатических и других особенностей, считает генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.
Например, РФ может сосредоточиться на наращивании экспорта тех товаров, по производству и поставкам которых имеет компетенцию, по которым она объективно может стать конкурентоспособной на международной арене. «Но для этого нам нужно, по крайней мере, не снижать поддержку этих отраслей», — заметил эксперт.
На мировом рынке продовольствия РФ придется столкнутся с серьезной конкуренций, соглашается Корбут. «На этот рынок надо прорываться», — сказал он.
Ранее на различных площадках не раз говорилось о необходимости создания в РФ специального агентства для продвижения российских продуктов питания на международном рынке.
Эксперты в беседе с агентством также подтвердили, что необходимость в такой структуре есть. «Должна быть экспортная поддержка, например, в виде гарантий и кредитования надежных экспортеров. В крупнейших старинах такие программы давно работают и работают неплохо», — отметил Рылько. Возможно, надо задуматься о создании такого агентства уже не на уровне России, а в рамках Таможенного союза в целом, заметил вице-президент РЗС.