Экономика. Рынки

Ожидания внушают ценам уверенность

По состоянию на 12 января 2015 года рост потребительских цен в годовом выражении достиг 11,9%, следует из опубликованных вчера оценок Росстата. Его пик придется на март-апрель 2015 года, считают в ЦБ, Минэкономики и инвестбанках. Официальные и независимые оценки, впрочем, расходятся как в масштабах ожидаемого инфляционного скачка, так и в скорости последующего снижения темпов роста индекса.

С 1 по 12 января 2015 года инфляция накопила еще 0,8%, увеличив годовой индекс до 11,9%, свидетельствуют данные еженедельного мониторинга потребительских цен Росстата. Комментарии представителей экономических властей относительно динамики инфляции в 2015 году, прозвучавшие вчера на Гайдаровском форуме, позволяют заключить: масштабы инфляционного скачка в первой половине текущего года увеличены, а скорость, с которой он будет снижаться, окажется меньшей, чем предполагалось в конце 2014 года.

По словам замглавы Минэкономики Алексея Ведева, благодаря продолжающейся девальвации рубля инфляция достигнет пика, «наверное, в марте-апреле 2015 года, я надеюсь, ниже 20% год к году, на уровне 15–17%». В ноябре 2014 года в министерстве считали, что пиковая инфляция в первом полугодии 2015 года окажется на уровне 12%. Но если господин Ведев все еще надеется, что по итогам года тепы роста потребительских цен снизятся до однозначной величины, то глава ведомства Алексей Улюкаев признает: вероятнее всего, они останутся двузначными. Схожую с министром гипотезу высказал и бывший замглавы министерства, зампред ВЭБа Андрей Клепач, который ожидает инфляции на уровне 11% к концу года. «Мы пересмотрели свои прогнозы в сторону увеличения и теперь ожидаем инфляционного пика на уровне 16–17% в марте-апреле 2015 года, прежде чем она начнет медленно снижаться до 12,5% к концу года»,— сообщили вчера аналитики Barclays Research. В Банке России традиционно более сдержаны в оценках динамики цен. «Очень важно быстро ограничить рост инфляционных ожиданий, чтобы рост цен не перешел на широкий круг товаров, купировать инфляцию, стабилизировать на более низких уровнях — безусловно, ниже 10%, я бы сказала, ближе к 8% в этом году, и к 2017 году дойти к целям, которые мы раньше декларировали — 4%»,— заявила вчера первый зампред ЦБ Ксения Юдаева.

Между тем, пишет «Коммерсант», именно инфляционные ожидания домохозяйств, несмотря на усилия ЦБ, остаются неподконтрольными денежным властям. Даже резкое увеличение учетной ставки регулятора в конце 2014 года, последовавшие удорожание розничных кредитов и повышение доходности банковских депозитов на фоне резкой девальвации рубля не смогли заставить граждан сократить потребление и вернуться к организованным сбережениям. В последнем, декабрьском исследовании ЦБ инфляционных ожиданий граждан наблюдается «резкое увеличение доли респондентов, считающих ситуацию неблагоприятной для сбережений (до 44%)». Доля респондентов, доверяющих рублю как форме сбережений снизилась до минимального за все время измерений уровня (62%). «Продолжает постепенно снижаться доля людей, считающих, что деньги лучше всего хранить на счете в банке»,— отмечают исследователи (напомним, в ноябре 2014 года таких оказалась лишь треть). Не очень охотно домохозяйства несли вклады даже в Сбербанк. «Естественно, был отток в начале, а в конце месяца был приток депозитов. Приток не был такой, как раньше»,— рассказал вчера глава банка Герман Греф, спрогнозировавший масштабный банковский кризис в случае, если среднегодовая цена нефти окажется на уровне $50 за баррель.

В случае если прогнозы господина Грефа исполнятся, пик инфляции в первом полугодии окажется еще значительнее, чем текущие оценки властей и аналитиков, но и скорость ее снижения будет заметно быстрее. Впрочем, в такой ситуации динамика потребительских цен для граждан станет далеко не первостепенным экономическим показателем.

Популярные новости

To Top