Торговля. Ритейл. Розница

Интернет-торговлю продуктами готовят к развитию

Количество зарегистрированных в России интернет-магазинов может вырасти к 2020 году на 77,78% — до 80 тыс., следует из проекта перечня целевых индикаторов «Стратегии развития электронной торговли в РФ на 2017–2018 гг. и на период до 2025 года».

Целевые значения по количеству зарегистрированных в РФ интернет-магазинов на 2018 год составляют 60 тыс. площадок, на 2019 год — 80 тыс. площадок. При этом по итогам 2016 года было зарегистрировано 45 тыс. интернет-магазинов. Доля российских онлайн-ритейлеров в общем объеме интернет-торговли в России в 2019 году должна достигнуть 80% против 65% в 2016 году.

Доля контрафактной продукции в рунете в 2019 году должна сократиться с 30% (по состоянию на 2015 год) до 10%, а количество нарушений прав потребителей в сфере онлайн-торговли должно сократиться на 20,8% по сравнению с 2015 годом — до 38 тыс. Ожидается, что количество связанных со сферой интернет-торговли жалоб, которые направляются потребителями в госорганы, уменьшится на 7% — до 8 тыс. обращений.

В 2015 году доля продаж продуктов питания дистанционным способом составляла 0,11% (15,2 млрд руб.) в общем объеме розничной торговли продовольственными товарами (13,42 трлн руб.), доля онлайн-торговли ювелирными изделиями — 2,8% (6 млрд руб.) в общем объеме официальных продаж ювелирных изделий в России (220 млрд руб.). В перечне целевых индикаторов указано, что объемы онлайн-продаж продуктов питания и ювелирных изделий должны составить в 2019 году 2 и 6% соответственно.

Торговые споры

В проекте «Стратегии», подготовленым Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ) при участии Ассоциации электронных торговых площадок (АЭТП), предлагается Минпромторгу создать отдельный арбитраж для решения споров между покупателями и торговыми онлайн-площадками.

«Развитие торговли в сети интернет потребует разработки нормативной базы для специального арбитража, который сможет рассматривать по специальным процедурам, в том числе на базе онлайн-платформы, споры между участниками интернет-торговли, включая трансграничные сделки, во всех секторах (В2В, В2С и В2G)», — указано в документе.

Предполагается, что арбитраж будет уделять «особое внимание» защите прав российских потребителей, совершающих покупки в иностранных интернет-магазинах.

Одной из проблем, с которой российские потребители сталкиваются при покупке товаров и услуг в зарубежных интернет-магазинах, в проекте стратегии называется то, что они не проходят сертификацию и лицензирование в России. В качестве решения этой проблемы в документе указано создание иностранными организациями представительств по защите прав потребителей на территории РФ.

«Кроме того, при реализации несертифицированного товара на территорию РФ трансграничным способом (например, в международных почтовых отправлениях) представляется целесообразным обязать иностранные торговые площадки информировать потребителей о несоответствии реализуемых товаров обязательным требованиям, предъявляемым к качеству и безопасности товаров на территории ЕАЭС», — говорится в проекте стратегии.

«Дорожная карта» к проекту стратегии предполагает, что Минэкономразвития и Институт развития интернета в 2017–2018 годах будут совместно работать над созданием «доступного механизма досудебного урегулирования потребителей через онлайн-платформу с учетом международной практики» и соответствующими проектами нормативных правовых актов.

Роспотребнадзор и Монпромторг в этот же период должны подготовить проекты нормативных правовых актов, направленных на разработку мер по обеспечению защиты прав потребителей, приобретающих товары в зарубежных интернет-магазинах.

Возврат товара

В проекте «Стратегии» предлагается Минпромторгу распространить на российские торговые онлайн-площадки действие перечня товаров, не подлежащих возврату и замене на период ремонта.

«Необходимо оценить возможность установления равных требований для возврата товаров вне зависимости от способа приобретения: дистанционным или традиционным. В частности, предлагается распространить на российскую дистанционную торговлю действие перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», — указано в документе.

Дорожная карта к проекту стратегии предполагает, что Минэкономразвития и Роспотребнадзор в этом году должны оценить целесообразность внесения изменений в правила возврата товаров дистанционным способом. Если будет принято положительное решение, ведомства разработают соответствующий проект нормативного правового акта.

Онлайн-продажи алкоголя

Согласно «Стратегии» Минпромторгу предлагается кардинально пересмотреть госполитику по продаже алкоголя через интернет.

Реализация алкогольной продукции дистанционным способом в настоящее время подпадает под прямой запрет — наряду с лекарственными препаратами и биологически активными добавками к пище.

В документе приводится статистика, согласно которой количество поисковых запросов на приобретение алкогольных напитков в интернете превышает 300 тыс. в месяц. По данным Росстата, продажа алкогольной продукции составляет 7,1% от всего розничного оборота в России, доля алкогольной продукции от всего розничного оборота продуктов питания составляет 15,1%.

«Ситуация, при которой повышенный спрос со стороны потребителя сталкивается с законодательным ограничением на реализацию товаров данного ассортимента через интернет, приводит к росту теневого, неконтролируемого оборота алкогольной продукции, который вредит цивилизованному развитию рынка интернет-торговли и экономике в целом. Совокупная оценка указанных выше обстоятельств приводит к выводу о необходимости кардинального пересмотра государственной политики в области торговли алкогольной продукцией посредством сети Интернет», — указано в проекте стратегии.

При этом организация легальных продаж алкоголя через интернет должна предполагать сохранение существующего уровня безопасности и контроля за оборотом этого вида продукции, который уже предусмотрен для традиционной розницы.

В соответствии с целевыми индикаторами реализации проекта стратегии развития электронной торговли объем легальных онлайн-продаж алкогольной продукции в общем розничном обороте рынка алкогольной продукции в РФ к 2018 году должен составит 1%, а в 2019 году — достигнуть 3%.

Также проект стратегии предусматривает легализацию онлайн-продажи лекарств и БАДов. «Возможность реализации лекарственных препаратов через интернет позволит удовлетворить существующий спрос населения на приобретение лекарств и увеличит обеспеченность населения медикаментами в труднодоступных местах», — указано в документе.

Срок годности продуктов

Действующие в России торговые онлайн-площадки предлагается задействовать для реализации скоропортящихся товаров, а также продукции, у которой истекает срок годности.

Речь идет о возвращенных товарах надлежащего качества, но которые требуют срочной реализации. В документе указано, что реализация таких товаров должна осуществляться на безвозмездных или льготных условиях — приобретать их будут социально ориентированные организации.

«Необходимо предусмотреть возможность использования электронных торговых площадок и иных информационных систем в области электронной торговли для осуществления социально значимой политики безвозмездной передачи или продажи на льготных условиях возвращенного товара надлежащего качества, требующего срочной реализации, социально ориентированным организациям», — указано в проекте стратегии.

Принятия отдельного федерального закона

В России может быть разработан отдельный федеральный закон, регулирующий бизнес в сфере электронной торговли.

«В настоящее время основной объем отношений между участниками электронной торговли в Российской Федерации регулируется нормами общего права, между тем для развития электронной торговли крайне значимой должна стать разработка специального законодательства. Данная мера может быть реализована в форме разработки и принятия отдельного федерального закона об электронной торговле, а также посредством внесения поправок и дополнений в действующее законодательство», — указано в проекте документа.

Обсуждение проекта «Стратегии развития электронной торговли в РФ на 2017–2018 гг. и на период до 2025 года» запланировано на 21 марта в Минпромторге, его проведет статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

В дорожной карте к проекту стратегии указано, что в 2017–2018 годах федеральные органы исполнительной власти должны провести оценку — целесообразна ли разработка ФЗ «Об электронной торговле» — и при необходимости подготовить соответствующий документ.

Популярные новости

To Top