Торговля. Ритейл. Розница

Ритейлеры пробивают скидку в законе «О торговле»

Поставщики и ритейлеры предложили свою трактовку нового закона «О торговле». Они предлагают не ограничивать выплаты за услуги третьим лицам, а также позволить без ограничения бонусов работать с иностранными компаниями. Не удалось пока договориться лишь о том, может ли считаться вознаграждением и ограничиваться скидка, которую поставщик предоставляет ритейлеру. На этот вопрос предстоит ответить Федеральной антимонопольной службе (ФАС).

Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка (МЭС), в который входят ритейлеры и поставщики, направил в ФАС предложения по применению обновленного закона «О торговле», рассказали три источника «Коммерсанта». Председатель МЭС Александр Борисов подтвердил, что предложения отправлены. По его словам, разногласий между сетями и поставщиками нет, лишь один из производителей имеет отличную от остальных позицию по одному из пунктов. В пресс-службе ФАС сообщили, что предложения находятся на рассмотрении.

Поправки к закону «О торговле», ограничивающие 5% совокупный размер выплат, которые ритейлеры могут брать с поставщиков, вступили в силу 15 июля. В эту сумму должны входить премия за объем закупки (ретробонус), плата за маркетинговые, рекламные, логистические и другие услуги. До этого только ретробонус мог составлять 10% стоимости поставки, другие выплаты не регламентировались.

МЭС, в частности, предлагает вывести из-под ограничений на размер вознаграждения услуги третьих лиц. Речь идет о тех услугах, которые поставщикам оказывают, например, независимые рекламные и транспортные компании, а также об услугах, которые сами ритейлеры оказывают лицам, не входящим в группу поставщика. Теоретически такой подход может узаконить схему, когда розничная сеть закупает продукцию производителя у дистрибутора, а сам производитель при этом оплачивает напрямую ритейлеру рекламные и маркетинговые услуги, не ограничиваясь допустимыми законом 5% стоимости закупки, рассуждает один из участников рынка.

Участники рынка также считают, что если ритейлер закупает товар напрямую у иностранного производителя, то плата такого поставщика за рекламные или логистические услуги ничем не ограничивается. «Положения закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением внешнеторговой деятельности»,— объясняется в материалах МЭС. Так, когда ритейлер часть продукции закупает у иностранного предприятия напрямую, а часть — у его российской «дочки», затраты на продвижение всего товара можно проводить через головной офис, и в этом случае ограничения также не будут действовать, поясняет один из членов МЭС.

Большинство членов МЭС, включая Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), «Русбренд», «Союзмолоко» и Рыбный союз, также сошлись во мнении, что в совокупном размере вознаграждения не требуется учитывать скидки, которые поставщики предоставляют рознице. С этим не согласен «Руспродсоюз», который настаивает, что если скидка предоставлена ритейлеру за какие-либо услуги, в том числе за объем закупки, то она должна учитываться как вознаграждение. Исключением может быть ситуация, когда ритейлер продал клиентам товар, закупленный со скидкой, с такой же или большей скидкой. Если скидка обусловлена оказанием услуг по продвижению товара, то, по сути, она становится формой оплаты, которая по новому закону не должна превышать 5%, уверен директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков. «Кроме того, в случае с условными скидками возникает риск появления так называемых фальшскидок со стороны недобросовестных игроков рынка»,— добавляет он.

Скидка — обычный инструмент, который не запрещен и никак не органичен, отмечает исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев. «Но мы хотели бы понять ее границы, поэтому обратились в ФАС»,— объясняет он. По мнению господина Поповичева, и вариант, предложенный большинством участников рынка, и вариант «Руспродсоюза» позволят обеспечить прозрачные отношения между ритейлерами и поставщиками, ради которых и вносились изменения в закон «О торговле». Глава АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев называет предложенный МЭС вариант компромиссным. «Нельзя сказать, что все ритейлеры от него в восторге, но он позволит работать в новых законодательных реалиях»,— констатирует он.

Популярные новости

To Top