Илья Соснов (“Русская аквакультура”)

Российский производитель форели и атлантического лосося “Русская аквакультура”, чей бизнес вновь начал приносить прибыль, готов наращивать инвестиции в основные средства, исходя из длинного производственного цикла и не стагнирующего потребления красной рыбы в РФ.

“Красную рыбу едят, когда холодно. Вот всё хорошо с продажами сейчас. На редкость хорошо”, – сказал в интервью “Рейтер” глава компании Илья Соснов, не исключая и влияния холодного лета в этом году.

“Конечно, красная рыба – продукт luxury, но люди позволяют сейчас себе больше тратить. Потому что, видимо, устали уже экономить”.

Бизнес “Русской аквакультуры” в течение последнего года начал расти. Во вторник компания объявила, что ее консолидированная неаудированная выручка в первом полугодии 2017 года выросла в разы до 3,34 миллиарда рублей, производство товарной рыбы – более чем в 7 раз.

Компания оптимизировала структуру, продав дистрибуцию, и отчасти изменила состав акционеров, среди которых контроль остается у брата главы Московской области Максима Воробьева.

В ближайших планах – получить новые участки в Баренцевом море, закупить несколько садковых комплексов стоимостью сотни миллионов рублей, новые баржи и флот, но и дальнейшие инвестиции в вертикальную интеграцию компания не исключает.

“Перед нами стоит задача существенного увеличения объемов бизнеса, то есть, если в этом году мы сажаем порядка 4 миллионов мальков на три фермы, то задача – на следующие годы выйти на 5-6 ферм, а дальше, в какой-то отдаленной перспективе, – на 7-8″, – сказал Соснов.

“Создай рыбе условия для роста и не мешай”

После двух эпидемий и массовой гибели лосося, ущерб от которых “Русская аквакультура” оценивала примерно в 1 миллиард рублей, она смогла полностью очистить участки и сейчас готова к их зарыблению.

Прошлый год был благоприятным с точки зрения температуры воды для водных ресурсов, что позволяет сейчас снимать высаженную в 2015 году рыбу хорошего товарного размера. Компания завершает вылов рыбы, начиная новый цикл.

“Биологические проблемы преодолели. Нам удалось вырастить рыбу, мы её успешно забиваем и поставляем на российский рынок. Сейчас идет зарыбление 2017 года полным ходом”, – сказал Соснов, отметив, что в этом году и лосось, и форель высаживается в море.

“Мы полностью закончили очистку (заболевшего) участка весной 2016 года. Он год простоял, отпаровался и сейчас мы туда сажаем форель… Был лосось, сейчас стала форель”, – сказал он, сославшись на то, что форель генетически более устойчива к заболеваниям.

Объемы засадки в этом году сопоставимы с прежними.

Вылов форели закончился в марте, и этот цикл принес 1.200 тонн необработанной рыбы, или 1000 тонн товарной продукции и 35 тонн икры. Вылов лосося завершится осенью, всего за цикл будет выловлено 14.000 тонн рыбы. Сейчас остаток в воде – порядка 1.500 тонн рыбы.

“Всю остальную забили, продали и существенно сократили долг”, – отметил Соснов. На 30 июня чистый долг сократился более чем в два раза к концу 2016 года – до 1,256 миллиарда рублей.

… и сухогруз “маркус”

Сухогруз, доставляющий корма для рыбы из Норвегии, является одной из основных единиц регистрового флота компании наряду с живорыбным судном, способным доставлять рыбу сразу на переработку. В планах “Русской аквакультуры” – расширение флота, садковых комплексов, покупка новых барж.

Компания ведет переговоры о закупке двух-трех садковых комплексов у норвежских производителей, предполагая возможность сделки уже в 2018 году. По словам Соснова, один такой комплекс с полной обвязкой стоит порядка 300 миллионов рублей.

“Циклы (в аквакультуре) длинные, оборудование заказывать долго, – у него длинный срок изготовления. Поэтому контрактоваться надо будет уже осенью, чтобы это оборудование приехало к нам весной 2018 года”, – сказал он.

Инвестиции в оборудование в новом цикле 2017-2018 годов он оценил в сумму порядка 1 миллиарда рублей.

“Это очень существенные деньги, которые ты отвлекаешь. Это длинный цикл, а денег (от продаж) нужно долго ждать, пока рыба растет… На фоне роста потребность в финансировании достаточно существенна”, – сказал Соснов.

Одним из источников финансирования в этом году может стать дополнительное размещение акций (SPO), как предварительно сообщалось, примерно на $50 миллионов. Детали предстоящего размещения Соснов сообщить отказался.

Смолт в фокусе

“Русская аквакультура” в этом году сделала первое крупное приобретение – производителя мальков (смолта) – Villa Smolt AS.

Покупка норвежского производителя – не столько шаг к вертикальной интеграции, сколько мера биологической безопасности, пояснил Соснов.

“Наша базовая цель – выращивать много рыбы и управлять биологическими рисками”, – отмечает он.

“Мы ставим перед собой задачу производить 25.000-30.000 тонн рыбы в 5-10 летней перспективе. Чтобы выращивать столько рыбы, ты обязан смотреть за качеством посадочного материала. Если к тебе приедет некачественный посадочный материал, то при всем желании какой бы ты замечательный рыбовод ни был, какое бы супер-IT оборудование не стояло, то не получится ничего”.

Компания работает с норвежскими (лосось) и финскими (форель) поставщиками смолта, выстраивая разные модели – от долгосрочных договоров до возможности участия в акционерном капитале.

“Если говорить про озерную форель, то мы забираем рыбку 30-40 грамм в этом году, если говорить про морскую аквакультуру, то в среднем получится 120 грамм”, – пояснил Соснов.

Назвать сумму приобретения норвежского завода он отказался, сославшись на предстоящую публикацию полугодовой отчетности по МСФО, планирующееся в конце августа.

“Он полностью потребности в смолте не закроет, должен закрыть какую-то часть”, – говорит Соснов.

“Базово, конечно, предполагается, что завод и сам по себе будет зарабатывать определенную доходность на инвестированный капитал, но для нас фокус в биологической безопасности через вертикальную интеграцию, так мы будем лучше управлять жизненным циклом нашей рыбы”.

“И для нас очень важно держать фокус… Поэтому наша сейчас основная задача – именно специализация, получение преимуществ, выстраивание производственных процессов именно на этапе выращивания товарной рыбы. Плюс мы думаем о той или иной вертикальной интеграции в сторону смолта. Это наш основной фокус”.

По словам Соснова, компания не исключает в дальнейшем и строительство собственного кормового завода, предпочтительнее – на базе СП. Корма – это ключевая статья затрат для компании, на них приходится примерно половина OPEX.

В дальнейших планах у “Русской аквакультуры” и собственная переработка рыбы.

“У нас отстроены отношения с компанией, которая оказывает нам услуги по переработке. Дальше будем думать, конечно, чтобы строить собственную переработку. Либо в те или иные альянсы входить, либо строить какие-то долгосрочные контрактные отношения. Мы для себя этого точно не исключаем, а дальше уже будем смотреть за развитием ситуации”.

Попробовать мидии

“Всё мурманское, оно очень вкусное! Потому что холодная вода. У нас вода холоднее, чем в Норвегии, и она очень чистая”, – говорит Соснов.

Жители Мурманска давно научились выращивать мидии, делают это даже в гаражах. “Русская аквакультура” располагает сейчас достаточной инфраструктурой, которая позволяет ей двинуться и в направлении выращивания мидий и гребешков.

“Мы понимаем, что у нас есть инфраструктура и наши акционеры здраво рассуждают, что инфраструктура должна работать”, – говорит Соснов.

“Я добавлю. Очень многие вещи, которыми наша компания вынуждена заниматься, например, в Норвегии доступна как услуга на рынке. У нас в штате есть водолазы, ремонтники… У нас нет таких услуг на рынке, поэтому мы всю эту инфраструктуру вынуждены были строить самостоятельно”.

Компания установила на двух участках коллекторы, на которых могли бы осесть и расти мидии.

“Вам никто не может ответить на вопрос на каком участке этот спат осядет… Осенью посмотрим этот спат – осел или не осел”.

Выращивание гребешков пока остается только идеей.

 
Статья прочитана 140 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Наши контакты

Тел.      +7 (495) 920-9978

Редакция   info@foodnewsweek.ru (при отправке письма учитывайте, что это ящик общей доступности)

Реклама       inm_reklama@mail.ru