От первого лица

Илья Соснов («Русская аквакультура»)

Российский производитель форели и атлантического лосося «Русская аквакультура», чей бизнес вновь начал приносить прибыль, готов наращивать инвестиции в основные средства, исходя из длинного производственного цикла и не стагнирующего потребления красной рыбы в РФ.

«Красную рыбу едят, когда холодно. Вот всё хорошо с продажами сейчас. На редкость хорошо», — сказал в интервью «Рейтер» глава компании Илья Соснов, не исключая и влияния холодного лета в этом году.

«Конечно, красная рыба — продукт luxury, но люди позволяют сейчас себе больше тратить. Потому что, видимо, устали уже экономить».

Бизнес «Русской аквакультуры» в течение последнего года начал расти. Во вторник компания объявила, что ее консолидированная неаудированная выручка в первом полугодии 2017 года выросла в разы до 3,34 миллиарда рублей, производство товарной рыбы — более чем в 7 раз.

Компания оптимизировала структуру, продав дистрибуцию, и отчасти изменила состав акционеров, среди которых контроль остается у брата главы Московской области Максима Воробьева.

В ближайших планах — получить новые участки в Баренцевом море, закупить несколько садковых комплексов стоимостью сотни миллионов рублей, новые баржи и флот, но и дальнейшие инвестиции в вертикальную интеграцию компания не исключает.

«Перед нами стоит задача существенного увеличения объемов бизнеса, то есть, если в этом году мы сажаем порядка 4 миллионов мальков на три фермы, то задача — на следующие годы выйти на 5-6 ферм, а дальше, в какой-то отдаленной перспективе, — на 7-8», — сказал Соснов.

«Создай рыбе условия для роста и не мешай»

После двух эпидемий и массовой гибели лосося, ущерб от которых «Русская аквакультура» оценивала примерно в 1 миллиард рублей, она смогла полностью очистить участки и сейчас готова к их зарыблению.

Прошлый год был благоприятным с точки зрения температуры воды для водных ресурсов, что позволяет сейчас снимать высаженную в 2015 году рыбу хорошего товарного размера. Компания завершает вылов рыбы, начиная новый цикл.

«Биологические проблемы преодолели. Нам удалось вырастить рыбу, мы её успешно забиваем и поставляем на российский рынок. Сейчас идет зарыбление 2017 года полным ходом», — сказал Соснов, отметив, что в этом году и лосось, и форель высаживается в море.

«Мы полностью закончили очистку (заболевшего) участка весной 2016 года. Он год простоял, отпаровался и сейчас мы туда сажаем форель… Был лосось, сейчас стала форель», — сказал он, сославшись на то, что форель генетически более устойчива к заболеваниям.

Объемы засадки в этом году сопоставимы с прежними.

Вылов форели закончился в марте, и этот цикл принес 1.200 тонн необработанной рыбы, или 1000 тонн товарной продукции и 35 тонн икры. Вылов лосося завершится осенью, всего за цикл будет выловлено 14.000 тонн рыбы. Сейчас остаток в воде — порядка 1.500 тонн рыбы.

«Всю остальную забили, продали и существенно сократили долг», — отметил Соснов. На 30 июня чистый долг сократился более чем в два раза к концу 2016 года — до 1,256 миллиарда рублей.

… и сухогруз «маркус»

Сухогруз, доставляющий корма для рыбы из Норвегии, является одной из основных единиц регистрового флота компании наряду с живорыбным судном, способным доставлять рыбу сразу на переработку. В планах «Русской аквакультуры» — расширение флота, садковых комплексов, покупка новых барж.

Компания ведет переговоры о закупке двух-трех садковых комплексов у норвежских производителей, предполагая возможность сделки уже в 2018 году. По словам Соснова, один такой комплекс с полной обвязкой стоит порядка 300 миллионов рублей.

«Циклы (в аквакультуре) длинные, оборудование заказывать долго, — у него длинный срок изготовления. Поэтому контрактоваться надо будет уже осенью, чтобы это оборудование приехало к нам весной 2018 года», — сказал он.

Инвестиции в оборудование в новом цикле 2017-2018 годов он оценил в сумму порядка 1 миллиарда рублей.

«Это очень существенные деньги, которые ты отвлекаешь. Это длинный цикл, а денег (от продаж) нужно долго ждать, пока рыба растет… На фоне роста потребность в финансировании достаточно существенна», — сказал Соснов.

Одним из источников финансирования в этом году может стать дополнительное размещение акций (SPO), как предварительно сообщалось, примерно на $50 миллионов. Детали предстоящего размещения Соснов сообщить отказался.

Смолт в фокусе

«Русская аквакультура» в этом году сделала первое крупное приобретение — производителя мальков (смолта) — Villa Smolt AS.

Покупка норвежского производителя — не столько шаг к вертикальной интеграции, сколько мера биологической безопасности, пояснил Соснов.

«Наша базовая цель — выращивать много рыбы и управлять биологическими рисками», — отмечает он.

«Мы ставим перед собой задачу производить 25.000-30.000 тонн рыбы в 5-10 летней перспективе. Чтобы выращивать столько рыбы, ты обязан смотреть за качеством посадочного материала. Если к тебе приедет некачественный посадочный материал, то при всем желании какой бы ты замечательный рыбовод ни был, какое бы супер-IT оборудование не стояло, то не получится ничего».

Компания работает с норвежскими (лосось) и финскими (форель) поставщиками смолта, выстраивая разные модели — от долгосрочных договоров до возможности участия в акционерном капитале.

«Если говорить про озерную форель, то мы забираем рыбку 30-40 грамм в этом году, если говорить про морскую аквакультуру, то в среднем получится 120 грамм», — пояснил Соснов.

Назвать сумму приобретения норвежского завода он отказался, сославшись на предстоящую публикацию полугодовой отчетности по МСФО, планирующееся в конце августа.

«Он полностью потребности в смолте не закроет, должен закрыть какую-то часть», — говорит Соснов.

«Базово, конечно, предполагается, что завод и сам по себе будет зарабатывать определенную доходность на инвестированный капитал, но для нас фокус в биологической безопасности через вертикальную интеграцию, так мы будем лучше управлять жизненным циклом нашей рыбы».

«И для нас очень важно держать фокус… Поэтому наша сейчас основная задача — именно специализация, получение преимуществ, выстраивание производственных процессов именно на этапе выращивания товарной рыбы. Плюс мы думаем о той или иной вертикальной интеграции в сторону смолта. Это наш основной фокус».

По словам Соснова, компания не исключает в дальнейшем и строительство собственного кормового завода, предпочтительнее — на базе СП. Корма — это ключевая статья затрат для компании, на них приходится примерно половина OPEX.

В дальнейших планах у «Русской аквакультуры» и собственная переработка рыбы.

«У нас отстроены отношения с компанией, которая оказывает нам услуги по переработке. Дальше будем думать, конечно, чтобы строить собственную переработку. Либо в те или иные альянсы входить, либо строить какие-то долгосрочные контрактные отношения. Мы для себя этого точно не исключаем, а дальше уже будем смотреть за развитием ситуации».

Попробовать мидии

«Всё мурманское, оно очень вкусное! Потому что холодная вода. У нас вода холоднее, чем в Норвегии, и она очень чистая», — говорит Соснов.

Жители Мурманска давно научились выращивать мидии, делают это даже в гаражах. «Русская аквакультура» располагает сейчас достаточной инфраструктурой, которая позволяет ей двинуться и в направлении выращивания мидий и гребешков.

«Мы понимаем, что у нас есть инфраструктура и наши акционеры здраво рассуждают, что инфраструктура должна работать», — говорит Соснов.

«Я добавлю. Очень многие вещи, которыми наша компания вынуждена заниматься, например, в Норвегии доступна как услуга на рынке. У нас в штате есть водолазы, ремонтники… У нас нет таких услуг на рынке, поэтому мы всю эту инфраструктуру вынуждены были строить самостоятельно».

Компания установила на двух участках коллекторы, на которых могли бы осесть и расти мидии.

«Вам никто не может ответить на вопрос на каком участке этот спат осядет… Осенью посмотрим этот спат — осел или не осел».

Выращивание гребешков пока остается только идеей.

Популярные новости

To Top