Вино. Игристые вина

Александр Аристов («Ариант»)

Совладелец «Арианта» Александр Аристов — о своих инвестициях в виноделие: «На такие суммы можно было покупать металлургические заводы».

Аристов родился в августе 1949 года в небольшом городе Пласт Челябинской области. Бизнесмен не любит давать интервью, на вопросы РБК о своем винном холдинге он ответил через пресс-службу.

— Вы давно инвестируете в винный бизнес. Почему вы заинтересовались этой отраслью?

— Я всегда был уверен, что такая развивающаяся и культурная страна, как Россия, обязательно начнет переходить на здоровый образ жизни, в котором вино заместило бы водку. Что сейчас и происходит! Сегодня можно смело сказать, что винный холдинг «Ариант» является №1 в виноградарстве. И не только в России, но и в Европе — с таким объемом виноградников. В 2015 году «Ариант» произведет 68 млн бутылок алкоголя [в 2014 году — 53 млн бутылок алкогольных напитков].

— Но почему тогда в 2006 году вы продали «Абрау-Дюрсо» Борису Титову?

— На тот момент мы, наверное, не были готовы в него инвестировать и развивать. Когда мы купили «Абрау-Дюрсо», это было практически разорившееся предприятие, которое просто лежало. В этот момент мы активно вкладывали деньги в виноградарство. А «Абрау-Дюрсо», без виноградников, в нашей картине мира, в нашей стратегии развития бизнеса — это было предприятие, которое не имело перспективы развития. Виноградники на тот момент находились у государства, их было мало, и мы не видели перспективы развития. Поэтому мы заострили свое внимание на Таманском полуострове, на развитии виноградарства. Только за последние пять лет мы инвестировали в виноградники Тамани $70 млн. Это серьезные деньги. 12 лет назад, когда мы начинали свой виноградный бизнес, на такие суммы можно было покупать металлургические заводы. Мы продали «Абрау-Дюрсо» без малейших конфликтов и до сих пор в великолепных отношениях с его собственниками. Более того, готовим виноматериал для «Абрау-Дюрсо».

— Вы ждете качественных изменений в винной отрасли — в связи с присоединением Крыма, резким падением курса рубля в прошлом году и общим патриотическим подъемом?

— Я считаю, что еще до роста доллара и курса на импортозамещение в России произошли значительные изменения в винодельческой отрасли. Самое главное, что за последние десять лет у россиян изменилось само отношение к вину. Массовый потребитель стал меньше употреблять крепкий алкоголь, постепенно увеличивая покупки вина и шампанского. Это очень хорошая для виноделов тенденция. За последние десять лет отечественное виноделие сильно продвинулось вперед, и сегодня на рынке нашей страны предлагаются действительно качественные российские вина. Причем как крупных заводов-производителей, так и мелких виноделен. Последние предлагают на продажу в полном смысле слова «гаражное» вино, где хозяин одновременно и винодел, и работник. Они производят небольшой объем вина, но это действительно интересные, достойные вина.

Производство отечественного вина и шампанского растет, чего не скажешь про водку. Водка стагнирует, это видно в отчетах, в цифрах. Меняется приоритет у потребителя, и это самое важное изменение, которое произошло. Данная ситуация позволит людям, которые занимаются виноградом, увидеть тягу рынка к их продукту и инвестировать в дальнейшее развитие виноградников. Развивать более интересные сорта, применять более передовые и дорогие технологии. Все это однозначно приведет через четыре-пять лет к следующему кардинальному, качественному скачку в отрасли.

— Что нужно, чтобы бизнес начал активнее вкладываться в эту отрасль?

— На сегодня единственный крупный регион, идеально подходящий для производства винограда, — это Краснодарский край. Не Дагестан, не Ростовская область, где также произрастает виноград. Краснодарский край — это более стабильная зона для виноградарства в плане погоды. И то, что на сегодняшний день уже сделано региональными властями в Краснодарском крае и федеральными программами, это уже большой вклад в то, чтобы развивать отрасль. Но усилий только региональных властей все равно недостаточно! Есть хорошие примеры, как в других странах мира с каждой проданной бутылки вина пополняется некий государственный фонд, средства которого идут потом на развитие отрасли, на помощь виноградарям. В каждой стране мира, которая в состоянии выращивать виноград, понятие «собственное вино» — очень престижное и важное, это здоровье нации, это культурное наследие, которое культивируется государством. Хорошо, что в России сегодня прорабатываются очень важные законодательные изменения, регламентирующие зоны, в которых произрастает виноград, как принято говорить во Франции — апелласьоны.

Мое мнение — надо отменить ЕГАИС для вина, потому что вино — это другой продукт, это не водка и не коньяк. Вино — это слабый алкоголь, это культура, и ее надо нести в люди, а не ставить [производителям] препоны.

— Какова консолидированная выручка вашего винного направления в прошлом году?

— Около 6 млрд руб., а в этом году выходим примерно на 10 млрд руб.

— Сколько составили совокупные инвестиции? Окупились ли они?

— За последние десять лет инвестиции составили около $100 млн. Они еще не окупились. Мы работаем поэтапно, шаг за шагом. Были сделаны приличные инвестиции, а дальше с прибыли предприятие инвестирует в свое развитие.

— Намерены ли вы расширять производство?

— Мы хотим посадить еще около 2,5 тыс. га винограда и планируем строительство двух шато. Это «Шато Тамань» на Таманском полуострове и новое предприятие в Анапском районе. С туристическими зонами, с винным туризмом. Потому что мы видим колоссальный потенциал в агротуризме на российском побережье.

Часть дороги в Крым через Тамань пройдет по территории наших виноградников. В том числе и по этой причине мы купили 2,5 тыс. га земли под развитие виноградарства в Анапском районе. Причем этот проект будет включать и запуск нового винного производства, и зону винного туристического туризма возле курортного поселка Витязево, недалеко от анапского аэропорта. А на Тамани, возле нового моста в Крым, мы строим «Шато Тамань», и все люди, которые едут отдыхать на полуостров, смогут заглянуть к нам. Так что то, что дорога в Крым пройдет по нашим землям, принесет массу положительных моментов. Количество россиян, отправляющихся на курорты Крыма, будет ежегодно расти, и мы сможем более массово и качественно популяризировать как винную культуру, так и нашу торговую марку [Chateau Tamagne].

Популярные новости

To Top