В Москве при поддержке сельскохозяйственного отдела Посольства США в России состоялся закрытый показ полнометражного документального фильма про легендарного русского винодела Андрея Челищева. Картину «Андрей – Голос вина» (André: The Voice of Wine) снял внучатый племянник винодела Марк Челищев.
Поразительная кинобиография рассказывает про белогвардейского офицера, выходца из русской аристократии Челищева, который после революции 1917 года эмигрировал в Европу и посвятил свою жизнь искусству виноделия, став легендой индустрии в США.
Многим может показаться неожиданным, но новейшая история американского виноделия, фактически, началась во Франции, где Челищев сначала работал в фирме Moet et Chandon (один из крупнейших мировых производителей шампанского), а затем в Институте Пастера в Париже.
Именно туда в 1937 году, в поисках специалиста по виноделию, из Америки прибыл некий Жорж де Лятур, владелец калифорнийской винодельни Больё (Beaulieu). В Институте он обратился к профессору Полю Марсе, чтобы тот порекомендовал ему лучшего студента по виноделию. Марсе указал ему на Челищева. В 1938 году Челищев приехал с семьей в Америку и поселился в калифорнийской долине Напа. Так началась новая страница его жизни.
По приезде в регион, Челищев застал калифорнийское виноделие в состоянии сильнейшего упадка. По его словам, он был просто шокирован примитивностью производственного процесса и антисанитарией, которой в то время отличались винодельни Напы. Кроме того, Челищев, привыкший к работе во Франции, где технология была очень требовательной, обнаружил небрежное отношение к ферментации и ужаснулся кислотности вин. Как выразился один винный критик того времени, «лучше пить пиво, чем калифорнийское вино».
Вообще, история виноделия в США восходит к 1769 году, однако отрасль вышла на мировой уровень гораздо позднее, преодолев эпидемию виноградной тли, Великую депрессию и «Сухой закон». Стоит отметить, что вино в Америке производилось, и очень активно, однако не шло ни в какое сравнение с французским. Ещё в начале XIX века третий президент США Томас Джефферсон, знаток и ценитель французского вина, который несколько лет жил в Париже, пытался самолично культивировать привезённые им из Европы сорта винограда, веря в то, что неудачные попытки виноделия в стране рано или поздно увенчаются успехом.
Как говорится, если долго мучиться, обязательно что-нибудь получится. Так, уже к концу XIX века виноделие в Калифорнии достигло невиданного размаха, но история снова не закончилась хеппи-эндом – землетрясение в Сан-Франциско в 1906 году уничтожило громадные запасы вина (не даром все крупные виноделы то и дело уповают на Бога, заявляя, что человек – это лишь проводник, помогающий Всевышнему создать вино через виноградники, дождь и солнце), а «Сухой закон» в США в 1920-33 годах окончательно поставил индустрию на колени.
Было трудно поверить, что из этой ситуации есть выход. Школа виноделия была разрушена, а в стране не оставалось компетентных мастеров. Даже когда спрос на алкоголь нормализовался, рынку фактически было нечего предложить потребителю.
Разрешить проблему помогло настоящее чудо – американская мечта, за которой в Соединённые Штаты, по тем или иным причинам, приезжали эмигранты с самых разных уголков света, в их числе оказался и наш герой – Андрей Челищев.
Будучи учёным, винодел пытался максимально внедрять высокие технологии в винодельческий процесс. Именно Челищев остановил чрезмерную сульфитацию вин и неподконтрольное добавление химикатов в виноградное сусло. Он инициировал процесс замены ржавых чугунных труб, клапанов и насосов, которые вызывали недопустимо высокий уровень концентрации металла в винах, а также развил систему защиты виноградников от заморозков и болезней.
Несмотря на научный подход, Челищев относился к вину как к чему-то гораздо большему, чем просто алкогольному напитку. Как рассказывали его ученики, винодел возился с напитком, словно с ребёнком, прислушиваясь к процессу брожения, щупая виноград на каждой стадии производства собственными руками.
Таким образом, учёный-винодел создал целую философию. Погрузившись в своё дело с головой, он занимался исследовательской работой, и ввёл изучение виноградарства, подбирая наиболее подходящие сорта для различных регионов и климатических условий.
Тяжёлый труд и бессонные ночи дали свои плоды. 7 июня 1976 года журнал Time оповестил мир о сенсационном результате знаменитого Парижского Конкурса вин. Жюри, состоявшее из самых взыскательных французских дегустаторов, пробуя вина вслепую, дало высшую оценку двум сортам калифорнийских вин опередивших французские. Один из членов жюри был настолько разгневан тем, что проголосовал за вино из Калифорнии, что отозвал свой голос, однако это никак не повлияло на итоги состязания. Это была настоящая революция, потому что до тех пор в Европе к американским винам было принято относиться пренебрежительно.
Андрея Челищева часто цитируют в литературе, посвященной виноделию. Своё дело он любил до самого конца жизни, и говорил о вине как о «радости жизни».
«Вино – напиток интеллектуальный. Оно не содержит отравы спиртных напитков. В умеренном количестве вино раскрепощает ум, и я не раз наблюдал, как замкнутый человек после двух бокалов вина распускался, словно цветок из бутона», – однажды заявил он.
Андрей Челищев скончался в 1994 году в Напе, столице американского виноделия, где ему установлен памятник. В больницу ему привезли образцы вина, и он вдыхал их аромат, пишет Metro.