Власть

В Госдуме готовы принять закон о кредитовании аграриев под будущий урожай

Участники парламентских слушаний, прошедших в Госдуме, рекомендовали правительству и Федеральному собранию РФ разработать и утвердить механизм финансирования сельхозпроизводителей под будущий урожай. Предполагается, что этот механизм должен предусматривать кредитование под залог товарного аграрного свидетельства.

«Это прогрессивная практика, которая эффективно работает во многих странах», — заявил ИТАР-ТАСС председатель думского комитета по аграрным вопросам Николай Панков. При этом он допускает, что «закон о внедрении инструмента товарных аграрных свидетельств, которые позволят фермерам привлекать кредиты под залог будущего урожая в России, вскоре может быть принят». Соответствующая норма, по словам депутата, «должна дополнить законопроект о товарных складах общего пользования, который уже подготовлен и сейчас проходит заключительные согласования».

Зампред комитета по аграрным вопросам Надежда Школкина готова поддержать любые формы кредитования, которые помогут сельхозпроизводителям улучшить свое положение. «Сегодня много говорят о закредитованности регионов и никто не говорит о закредитованности сельхозтоваропроизводителей. Сейчас проблема номер один, что они закредитованы и перезакредитованы и не могут привлекать дополнительные ресурсы», — заявила ИТАР-ТАСС депутат. Кредитование же под залог будущего урожая, по ее словам, — это один из механизмов привлечения денег, в том числе на весенне-полевые работы.

Школкина считает, что существующие процентные ставки по кредитам сельхозпроизводителям остаются достаточно высокими. Она связывает это, в частности, с существующей нормой резервирования денежных средств банками. «Россельхозбанк, который практически 100% финансирует сельхозпроизводителей, вынужден из-за рисковых операций, к которым относится в принципе все сельское хозяйство, заводить резервы в Центральном банке РФ. Что на самом деле абсолютно неправильно. У нас сегодня практически где-то 30 млрд руб. находится в резервах ЦБ, что отвлекает ресурсы Россельхозбанка, и они, естественно, вынуждены повышать ставку, потому что по-другому им никак не выжить», — говорит депутат.

«Поскольку государство много делает вливаний, в том числе в Россельхозбанк, мне кажется, оно не вправе отойти в сторону от регулирования процентной ставки», — озвучила свою позицию зампред думского комитета, пообещав «поставить этот вопрос перед ЦБ».

Школкина считает «не совсем корректной ситуацию», когда «где-то 230 млрд руб. в Россельхозбанке уставный капитал, где-то около триллиона потратили на субсидирование процентной ставки, а у нас, к сожалению, до сих пор процентная ставка достаточно велика для сельхозпроизводителей». «Поэтому эти вопросы нужно обязательно урегулировать и ставить. То есть, когда мы идем навстречу Россельхозбанку, в том числе докапитализируем уставный капитал, хотелось, чтобы и обратное движение было. И поэтому мы здесь будем дорабатывать с ЦБ эти моменты, в том числе по поводу резервов», — пообещала депутат.

На парламентских слушаниях также отмечалась необходимость создания условий для вовлечения в сельскохозяйственный и рыночный оборот дополнительных земельных ресурсов и под залог земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения. В частности, путем субсидирования части затрат на уплату процентов по земельно-ипотечным кредитам, полученным сельхозтоваропроизводителями в российских кредитных организациях на приобретение земельных участков сельхозназначения. Аналогичная мера предлагается и в отношении части затрат, связанных с проведением землеустроительных, кадастровых и других работ по формированию земельных участков.

Участники слушаний предлагают разработать и принять методики и федеральные стандарты оценки земель для целей ипотеки (залога) и создать условия для развития вторичного рынка ипотечных кредитов и их рефинансирования (секьюритизации). При этом должна быть предусмотрена возможность рефинансирования в Банке России портфелей инвестиционных кредитов, обеспеченных ипотекой земельных участков.

Также эксперты выступают за корректировку показателей, инструментов реализации и ресурсного обеспечения госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. При внесении изменений в федеральный бюджет в 2014 году они предлагают предусмотреть источники полного покрытия дефицита обязательств государства по субсидированию процентной ставки по кредитам АПК, выданным до 31 декабря 2012 года.

Одновременно предлагается внести изменения в правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета региональным бюджетам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. Эти изменения предложено внести в целях компенсации части процентной ставки по краткосрочным кредитам, пролонгированным после 1 января 2013 года.

Популярные новости

To Top