Власть

Эксперты решили подвергнуть госконтракты свыше 1 млрд фейс-контролю

Национальная ассоциация институтов закупок намерена заняться ревизией госконтрактов свыше 1 млрд руб. В ФАС и Минэкономразвития, куда эксперты планируют направлять результаты своего аудита, к инициативе отнеслись с вниманием, хотя и без особого энтузиазма.

Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) планирует наряду с идеей создания нового подправительственного госзакупочного регулятора (см. РБК daily от 03.02.12) поддержать инициативу Владимира Путина по общественной экспертизе госзаказов свыше 1 млрд руб. Впервые это предложение премьер озвучил в конце января в своей статье «О наших экономических задачах». Сейчас такая процедура прописана в проекте закона о Федеральной контрактной системе, однако, по мнению кандидата в президенты, ее необходимо внедрять еще до того, как закон вступит в силу.

«НАИЗ не сможет ответить на вопрос, нужен ли заказчику тот объем того, что он покупает, или же нет. Но НАИЗ сможет проанализировать номенклатуру, которая объединена в один лот, и выдать экспертизу о том, заложены ли в техническое задание (ТЗ) элементы, которые будут снижать конкуренцию», — рассказал РБК daily один из инициаторов ассоциации, владелец «Фабрикант.Ру» Сергей Габестро.

Сейчас на официальном сайте госзакупок размещено 26 госконтрактов свыше 1 млрд руб. каждый. «Зачастую «большие» контракты свыше 1 млрд руб. в госзакупках — это либо закупка партии дорогостоящего оборудования, либо крупное строительство», — поясняет руководитель департамента методологии и организации закупочной деятельности ЗАО «КЭС-Холдинг», приглашенный эксперт НАИЗ Руслан Хальфин. В первом случае в ТЗ должны предусматриваться аналоги заказываемого оборудования (если, к примеру, заказывается большая партия томографов, то в ТЗ не должно быть строго оговорено, что прибор должен быть конкретной марки). К тому же в НАИЗ планируют выявлять случаи, когда вместо более дешевого товара от производителя закупается товар у посредника.

«Если же речь идет о строительно-монтажных работах, то тут может быть несколько критериев. В частности, наряду с миллиардным лотом при закупке строительно-монтажных работ должны пристально рассматриваться и намного более дешевые лоты — проектные работы. Дело в том, что именно при выборе проекта определяется итоговое проектное решение (определяется тип и конкретная марка оборудования) и в дальнейшем в ряде случаев это может являться «залогом победы» на большом конкурсе», — говорит г-н Хальфин. В случае если проектные работы включены в крупный лот генподряда, необходимо самым внимательным образом отнестись к стартовой цене контракта. «Поскольку сразу возникает вопрос: как вычислили сумму контракта, если проекта еще нет», — поясняет эксперт.

В целом, по мнению г-на Хальфина, «все критерии для профессионалов очевидны». Другой вопрос, каким образом будет налажено взаимодействие с Минэкономразвития и ФАС по результатам данной работы. «У нас сейчас много и общественных организаций, и блогеров, которые обращают наше внимание на нарушения. Поэтому образование еще одной подобной общественной структуры мы можем только приветствовать», — прокомментировал начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев. «Сейчас закупки свыше 1 млрд руб. выкладываются на общероссийском сайте в ручном режиме. В любом случае внешняя экспертиза, тем более со стороны нового института с привлечением значимых участников и экспертов рынка, будет очень полезной, и Минэкономразвития отнесется к ней с большим вниманием», — отметили в МЭР.

Популярные новости

To Top