Европа и Америка не прошли испытание кризисом. В ближайшие годы они уступят дорогу развивающимся странам, предсказал премьер Владимир Путин на инвестфоруме «Россия-2012». Бизнесмены склонны верить если не в саму страну, то по крайней мере в «ручное управление» Путина, который за мгновение приподнял котировки рухнувших после «народного IPO» акций ВТБ. Отношение к самой речи премьера один из инвесторов выразил РБК daily так: «Мистер Путин убедителен. Но коррупция в России — это нечто!»
Из всех сессий форума «Россия-2012» (организаторы — Сбербанк и «Тройка Диалог») Владимир Путин выбрал «Российскую экономику в эпоху глобальных перемен». «Китайцы говорили: не дай вам бог жить в эпоху перемен. А нам повезло жить в эпоху глобальных перемен», — пошутил глава Сбербанка Герман Греф.
Кстати, в зале было два человека, предсказавших кризис: лауреат Нобелевской премии в области экономики Пол Кругман и профессор экономики университета Нью-Йорка Нуриэль Рубини. «Накаркали, — улыбнулся Путин. — Шаманы». Впрочем, из его речи явно следовало: что Европе и Америке — во зло, то России — во благо. Выступление премьер начал тоже с шутки: «Чтобы дальше видеть, нужно выше сидеть». И с позиции высоко сидящего рассказал, что думает о глобальной экономике и месте России в этом мире. «Ни одна из причин нынешних финансовых потрясений до сих пор не устранена, — считает Путин. — Более того, кризис переходит в новую стадию и обнажает глубинные проблемы — долговой кризис корпораций и целых государств, дисбаланс раздувшегося непомерно финансового сектора».
Еще недавно, до 2007 года, аналитики рисовали Западу радужную картину, напомнил Путин. А на фоне российских «лихих 90-х» экономика Европы и Америки казалась и вовсе незыблемой. А теперь они живут в долг: у Старого Света совокупный достиг 90% ВВП, у Нового — превысил ВВП (15,3 трлн долл.). «Пятисотлетняя эпоха доминирования традиционных лидеров уходит, — заявил глава российского правительства. — Мир уже никогда не будет таким, как прежде».
Путин нарисовал мировой экономике два сценария: негативный (при неспособности принять правильные решения проблемы обострятся и выльются в торговые войны, политическую нестабильность и размывание среднего класса) и позитивный (отказ от экономики надувания пузырей). Картина мира изменится уже в ближайшее десятилетие, уверен глава российского правительства. И у России, по его мнению, есть все шансы попасть в лидеры. Для этого надо всего лишь провести модернизацию экономики и существенно улучшить инвестклимат.
«Россия входит в пятерку стран по потенциалу привлечения иностранных инвестиций, — заявил Путин. — Но находится на позорном 120-м месте по условиям ведения бизнеса. Бедная реализация богатого потенциала — историческая проблема. Задача нашего поколения — разорвать этот замкнутый круг».
Сто шагов вперед (со 120-го места на 20-е в мировом рейтинге) Россия сделает уже в ближайшие несколько лет, пообещал премьер. И даже рассказал, как это будет выглядеть на практике: сроки подключения к электросетям сократятся в четыре раза, время на бухгалтерскую отчетность — в три, разрешение на стройку можно будет получить в пять раз быстрее, а пересечь границу на фуре — в семь раз. Правила игры будет диктовать не чиновник, а бизнес.
Г-н Греф искренне верит в возможность трансформации: «Самые главные конкуренты для нас — мы сами. Если сможем мобилизоваться, станем одной из ведущих держав в мире». Бизнес верит скорее в Путина. «Если бы мы не верили в Россию, были бы в другом городе мира», — рассказал РБК daily экс-президент «Тройки Диалог» Павел Теплухин. «Европа в рецессии, Америка выкарабкивается, но финансовым центром вполне можем стать: Москва очень удобно расположена, в том числе по часовым поясам. Нам конкурент только Абу-Даби. Главное, найти свой инструмент». На вопрос: «А как с инвестклиматом?» — г-н Теплухин, задумчиво глядя в окно, ответил: «А что у нас с климатом? За окном минус 26, вчера чуть не околел, когда из Лондона прилетел».
«Верим ли мы плану Путина? — удивился в разговоре с РБК daily партнер Bureau de Consultation Financiere Денис Киселев. — Он только что за пять минут поднял акции ВТБ». Дело в том, что во время общения с залом премьер поручил руководству банка ВТБ проработать вопрос об обратном выкупе акций у недовольных миноритариев — после «народного IPO» 2007 года они рухнули почти вдвое, с 13,6 коп. за акцию, а после заявления Путина сразу подорожали на 2%, до 7,4 коп. Зарубежные инвесторы оказались более осторожны. «Мистер Путин убедителен, — сказал один из них, выходя из зала. — Но коррупция в России — это нечто…»
Эксперты полагают, что большинство идей, названных Путиным, были подсказаны ему предпринимательским сообществом. Так, меры по продвижению России вверх в рейтинге совпадают с основными положениями национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестклимата, которую готовят Агентство стратегических инициатив и «Деловая Россия».
Президент «Деловой России» Александр Галушка считает, что государство может улучшить позиции России в рейтинге примерно за шесть лет. В первую очередь необходимо решить проблемы с доступом в электроэнергетике и строительстве, улучшить администрирование налоговой системы и разработать методы защиты прав инвесторов. «Мы смогли в этом году подняться на четыре позиции в рейтинге, но чтобы достичь нашей цели, необходимо новое качество госполитики», — говорит он.
Для решения этой задачи нужен орган, которому нет аналога в конструкции российской власти, считает директор Центра ОРВ Даниил Цыганков. Сейчас в рамках «Стратегии-2020» обсуждается идея совета при президенте, который будет иметь возможность приостанавливать действующие акты или вводить мягкий мораторий при рассмотрении проектов. «В предложении Путина для меня ключевой пункт — возможность проанализировать и оценить акты, приостановить их, возможность правотворчества, вынесенная на самый высокий уровень. И только президент сможет отменить мораторий Нацсовета», — говорит г-н Цыганков.
«Нынешний институт уполномоченного — это всего один человек, который может помочь только конкретным людям, а не всем», — комментирует председатель партнерства «Бизнес Солидарность» Яна Яковлева. По ее мнению, сейчас необходимы единые правила, чтобы защитить свои права можно было в суде, не обращаясь к уполномоченному или в общественные организации. Одна из ключевых задач — изменение Уголовного кодекса.