Хотя наступление эры глобальных путешествий и стирания белых пятен с карт зачастую ассоциируют с эпохой Великих географических открытий, известно, что человек активно перемещался между островами и даже материками задолго до XVI века.
Как правило, свидетельством древних путешествий являются предметы материальной культуры в виде орудий труда, предметов быта, одежды, украшений и так далее. Но на этот раз вклад в освещение истории человечества принадлежит растению.
Речь идёт о батате, или «сладком картофеле», который начали выращивать примерно в шестом тысячелетии до нашей эры в районе перуанских высокогорий Южной Америки. Обладая питательными клубнями, батат легко вошёл в круг культивируемых человеком растений, распространившись по всей планете.
Однако характер и время его распространения оказались загадкой для современных исследователей. Например, прежде считалось, что «сладкий картофель» был завезён в юго-восточную Азию и Океанию португальскими и испанскими мореплавателями в XVI веке. Но находки в этом регионе обугленных клубней возрастом около 1000 лет опровергли это предположение.
Кроме того, экспериментально была доказана невозможность занесения в Океанию плодов растения солёными водами Тихого океана. Но лингвистический анализ показал, что название батата, используемое южноамериканскими индейцами Кечуа, схоже с полинезийским.
Решив, что ответ на загадку можно получить, изучив ДНК растения, французские исследователи проанализировали генетические маркеры современных и древних клубней батата. В статье, опубликованной в журнале PNAS, представлен любопытный вывод о значительных отличиях между «сладким картофелем» западных и восточных районов Океании.
Открытие подтверждает так называемую трёхстороннюю гипотезу, согласно которой «сладкий картофель» был завезён в Океанию трижды. Впервые это произошло благодаря контактам между полинезийцами и южноамериканцами, затем батат был завезён испанцами из Мексики, и, наконец, португальские торговцы доставили растение из Карибского региона.
Испанские и португальские сорта оказались на островах западной части Тихого океана, в то время как более древние южноамериканские — в восточной части.
Авторы работы подчёркивают, что само по себе их исследование не является прямым доказательством контактов жителей Океании с южноамериканцами, зато оно может считаться одним из свидетельств в пользу этого предположения наряду с лингвистическими и археологическими работами.
Отметим, что более подробно генетическую историю растения проследить довольно сложно, так как европейцы в течение долгого времени активно скупали и перевозили батат из одной части света в другую, смешивая клубни разного происхождения. Тем не менее, вывод французских специалистов может иметь далеко идущие последствия в деле изучения истории народов Океании.
Вести.ru