Необходимо различать настоящие фальсификаты и продукты, чей традиционный состав по тем или иным причинам был изменен в заботе о здоровье потребителей. Порой под фальсификатом покупатели понимают измененную формулу привычного продукта, пояснил агентству «Прайм» завлабораторией химии пищевых продуктов ФГБУН «Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи» Владимир Бессонов.
«Настоящий фальсификат, безусловно, вреден. Причем вреден он трижды: во-первых, когда «залезает» в кошелек покупателя, во-вторых, когда на этикетке указан не весь состав продукта и можно приобрести вредный товар, и в-третьих, есть большой риск попасть на некачественное сырье, использованное при изготовлении фальсификата», — пояснил Бессонов.
Но часто «суррогатом» называют то, что таковым не является.
«Появлению ложных представлений о том, что вредно или полезно, способствуют сами производители, конкурирующие между собой. Так, например, появление спреда (сочетания сливочного и растительного масла) было в свое время воспринято как некий дешевый суррогат, а с точки зрения правильного питания он полезнее чистого сливочного масла, в котором большое количество насыщенных жиров, природных трансизомеров жирных кислот, холестерин», — привел пример эксперт.
По его словам, финны в свое время реализовали проект «Северная Карелия», и вот уже 40 лет сливочное масло составляет лишь 2% от рынка страны, остальное — спреды. Это было сделано для того, чтобы сократить количество смертей от сердечно-сосудистых заболеваний. Чтобы объяснить населению преимущества и полезность нового продукта, провели ликбез среди домохозяек, разъяснив им взаимосвязь между маслом и инфарктом.
«А вот в Россию спреды просто выложили на прилавки без объяснений. Неудивительно, что в сознании обывателя укоренилось, что спреды — это фальсификат, а не продукт, помогающий сбалансировать питание», — добавил Бессонов.
Между тем, суррогатов среди товаров, которые мы привычно видим на прилавках магазинов, на самом деле не так уж и много. Куда больше досужих вымыслов и слухов. «Ведь наличие кальция или фосфатов в молоке не означает, что там есть мел — эти элементы присутствуют в молоке природно, но людям свойственно верить слухам, подозревать в обмане и вообще критически встречать любые новинки по части продуктов. Последнее легко объяснимо: жители всех стран мира — в своей массе ярые традиционалисты по части пищевых пристрастий», — подчеркнул Бессонов.