Пищепром: тут у нас ...

Лоббистская пена, или борьба за интересы на рынке пивоварения

Производство пива

Мы «не только не опасаемся последствий демарша со стороны транснациональных компаний, но даже с определенной радостью воспринимаем их уход». Так кировский пивоваренный завод «Вятич» прокомментировал выход из Союза российских пивоваров (СРП) трех крупнейших членов — «Балтики» (Carlsberg Group), AB InBev Efes и Heineken.

Причиной «демарша» стали разногласия относительно введения минимальной розничной цены (МРЦ) на пиво. Многие небольшие производители недовольны, что условный Carlsberg в рознице может стоить около 50 руб. за банку 0,45 л. Позволить себе продавать продукцию так дешево малые пивовары не могут — слишком невелики объемы производства. Потому и возникла идея запретить продавать напиток дешевле какого-то уровня.

Транснациональные компании, разумеется, всегда были против МРЦ. После их ухода в СРП заявили, что выступают против ценового демпинга на рынке и считают «ненормальной» ситуацию, когда в «легальной рознице бутылка пива продается дешевле бутылки питьевой воды».

«Это дискредитирует пиво как продукт в глазах потребителя, не развивает культуру потребления и оказывает прямое влияние на повышение уровня алкоголизации населения»,— подчеркивали в СРП.

Из сообщения следует, что союз продолжит добиваться введения МРЦ на пиво уже под новым руководством. Но радоваться выходу из СРП транснациональных компаний «Вятичу» и его коллегам все же вряд ли стоит, пишет издание «Коммерсантъ» .

«Балтика», AB InBev Efes и Heineken совместно продают около 70% всего пива в России в натуральном выражении каждый год. Но в данном случае важны даже не их рыночная сила и обороты, а тот уровень компетенций, которыми обладают крупные игроки. Как правило, только у них на рынке есть доступ к точным данным о продажах, а в штате есть отделы классифицированных юристов, способных участвовать в проработке законодательных инициатив и, как следствие, влиять на регулирование отрасли.

Транснациональные компании, очевидно, не пропадут. Другой вопрос — какое будущее ждет СРП?

Если на рынке появится еще одно объединение, которое будет лоббировать интересы крупнейших игроков отрасли, конкурирующему союзу придется отойти на второй план. Так на уже случалось. Интересы молочной отрасли представляет «Союзмолоко», где собраны основные производители и переработчики, а альтернативный «Молочный союз» с каждым годом снижает активность. Лобби ритейла — это Ассоциация компаний розничной торговли, куда входит X5 Retail Group и «Магнит», а не Союз независимых сетей с магазинами «Семья».

Возможно, независимые пивовары забыли, что им угрожает закрытие точек продаж в жилых домах сразу в нескольких регионах — основного канала для сбыта продукции. Такой союзник, как «Балтика», в борьбе с излишним регулированием тут как раз мог бы пригодиться.

Популярные новости

To Top