Рыбная отрасль

Победителей крабовых аукционов могут обязать строить мощности для заморозки

Ловля снежного краба
GETTY IMAGES

Росрыболовство задумалось об изменении порядка проведения второго этапа аукционов с квотами на добычу крабов. Вместо судов-краболовов победителей части лотов могут обязать инвестировать в строительство холодильных мощностей, что должно решить вопрос с их дефицитом на Дальнем Востоке. Некоторые участники рынка выступают против инициативы, указывая на необходимость обновления флота.

Победителей части лотов с квотами на добычу крабов в рамках второго этапа аукционов могут обязать инвестировать в строительство холодильных мощностей, а не судов-краболовов, как предполагалось ранее. Вопрос обсуждался на совещании у главы Росрыболовства Ильи Шестакова с рыбопромышленниками в конце 2021 года, рассказали «Коммерсанту» участники встречи.

На втором этапе аукционов в 2023 году планировалось распределить 50% квот на крабов, разбитые на 35 лотов. Ожидалось, что всех победителей, как и на первом этапе, обяжут инвестировать в строительство краболовов.

Но, как говорят источники, теперь в Росрыболовстве беспокоятся, что еще 35 краболовов для отрасли окажутся избыточными, а инвестиции в строительство холодильных мощностей могут решить вопрос с их дефицитом. Так, на фоне закрытия рынка Китая для российской рыбы на Дальнем Востоке из 220 тыс. тонн мощностей хранения в пиковые периоды свободными оставались менее 5–10%.

В Росрыболовстве подтвердили, что такой вопрос обсуждается. Конкретные предложения от органов власти и бизнеса по количеству и видам инвестиционных объектов, которые будут включены во второй этап программы инвестквот, планируется рассмотреть в конце января 2022 года, добавил представитель агентства.

В Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья (АРПП) согласны, что строительство 35 новых краболовов станет излишним. По словам президента АРПП Георгия Мартынова, правильно было бы дождаться окончания строительства судов первого этапа и проанализировать, как их деятельность скажется на ресурсе.

В ГК «Русский краб» Глеба Франка (на первом этапе аукционов структуры группы выиграли десять лотов стоимостью свыше 38 млрд руб.) отмечают, что цель строительства новых судов — планомерное замещение старого флота, а не увеличение количества краболовов.

Там отмечают, что сейчас на добыче краба в России работает около 150 судов, а средний возраст краболовного флота — более 30 лет, что в 1,5–2 раза превышает нормативной срок эксплуатации. По итогам первого этапа аукционов будет построено всего 40 новых краболовов, и второй этап даст возможность продолжить программу обновления флота примерно в таком же объеме, говорят в группе. В «Русском крабе» добавляют, что крабовый промысел ведется в суровых климатических условиях, на значительном удалении от берега, а новые суда создаются по проектам, которые учитывают эти особенности и обеспечивают надлежащий уровень безопасности и проживания для экипажей.

Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев говорит, что идея строительства холодильных мощностей на средства участников «крабовых аукционов» — попытка за счет одного ресурса решить проблемы в других сегментах. Как отмечает эксперт, на рынке пользуется спросом живой краб, а проблему с нехваткой холодильных мощностей для хранения рыбы должны решить проекты новых заводов, которые будут построены в рамках программы инвестиционных квот на рыбу. Управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов считает, что компромиссом была бы продажа квот на аукционах без дополнительных обременений.

Популярные новости

To Top