Обзор СМИ. Публикации

Так кто же в шоколаде?

Некоторые изготовители этого лакомства так завораживают нас красочной упаковкой и заманчивым внешним видом, что мы даже не осознаем, что вкусное название продукта «Зефир в шоколаде» порой так же не соответствует реальности, как и наши мечты о сладкой жизни.

Ведь если в названии указан шоколад, значит, зефир должен быть покрыт именно им, а не глазурью, сделанной непонятно из чего. Кстати, некоторые изготовители пишут правду: «Зефир глазированный». Но кое-кто продолжает вводить нас в заблуждение.

Вывести на чистую воду лукавых кондитеров решила Санкт-Петербургская общественная организация потребителей «Общественный контроль», которая закупила в сети розничной городской торговли, а затем направила для компетентной оценки в лабораторию ФБУ «Тест – С.-Петербург» восемь образцов глазированного зефира российского производства. Там кондитерские изделия оценивались по двум основным показателям: «информация для потребителя» и «идентификация жировой основы глазури».

Как рассказал Всеволод Вишневецкий, председатель СПб ООП «Общественный контроль», результаты испытаний показали, что три образца под названием «Зефир в шоколадной глазури» были покрыты вовсе не шоколадом, а обычной кондитерской глазурью. Это продукция ЗАО «КФ «Нева» (торговая марка «Лянеж»), ООО «Туриба» и кондитерской фабрики «НПК» (торговая марка «Аншанте»).

При этом в составе, отраженном на этикетке, лукавая тройка производителей вовсе не скрывала, что какао-масло, которого в настоящей шоколадной глазури должно быть не менее 12%, она не использует. Вроде бы все честно, но нарушение требований ГОСТа Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» налицо. Ведь, согласно п. 3.5.1.4., «Не допускается давать пищевым продуктам наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно природы, идентичности, состава…». Кроме того, нарушена и ст. 10 закона «О защите прав потребителей», по которой изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Предполагаем, что большинство покупателей, придя в магазин за сладким к чаю, выберет в первую очередь «Зефир в шоколаде» нежели «Зефир глазированный». Этим производители и пользуются: выигрышное название прочитают все, а до его состава доберутся немногие, тем более что мелкий шрифт не всегда можно разобрать. Да и внешне кондитерская глазурь ничем не отличается от шоколадной.

А теперь о том, что такое кондитерская глазурь. В ГОСТе Р 53041-2008 «Изделия кондитерские и полуфабрикаты кондитерского производства. Термины и определения» сказано, что это глазурь, состоящая из сахара, какао-продуктов и жира – заменителя масла какао лауринового или нелауринового типа, то есть самого какао-масла там нет и быть не может.

Специалисты испытательной лаборатории ФБУ «Тест – С.-Петербург» отмечают, что у кондитерских глазурей при изготовлении есть несколько преимуществ по сравнению с шоколадными массами и шоколадными глазурями.

Первое – кондитерские глазури обходятся дешевле, чем дорогостоящее какао-масло. Второе – при производстве изделий с применением кондитерских глазурей минуется ключевая стадия производства шоколада – темперирование. Это сложный и длительный процесс, который требует большого опыта и мастерства технологов. Горячую шоколадную массу после интенсивного вымешивания при высоких температурах нужно охладить, но из-за содержания в ней какао-масла делать это приходится в несколько этапов.

Руководитель сектора по определению физико-химических показателей испытательной лаборатории ФБУ «Тест – С.-Петербург» Екатерина Полиектова поясняет, что какао-масло – это полиморфный жир. При охлаждении он кристаллизуется и затвердевает, но в зависимости от условий охлаждения может принимать разные формы. И если будет нарушена технология, это сразу же отразится на внешнем виде шоколада. На нем появится «седина».

Теперь вы понимаете, почему производителю намного проще использовать заменители какао-масла: дешево и технологически удобно. Но только такую глазурь уже нельзя назвать шоколадом.

Среди образцов, не прошедших испытания, оказался «Зефир с фруктовым джемом в глазури «Элегия», ТМ «Рецепты, проверенные временем» (ООО «Квант», СПб), на упаковке которого не был указан состав глазури. Тем самым изготовитель нарушил требования ГОСТа Р 51074-2003. Кроме того, энергетическая ценность, указанная на этикетке, не соответствовала реальному содержанию углеводов, форма изделий оказалась деформированной, с изломами, консистенция – суховатой и слегка «затяжистой», а поверхность – с «поседением». В итоге образец получил самую низкую дегустационную оценку – 2,5 балла.

Настоящим зефиром в шоколаде оказался лишь «Классический» ТМ «Шармэль» производства ОАО «Ударница» г. Москва. Только в составе глазури этого образца было обнаружено какао-масло. И вполне объяснимо, что именно ему был присвоен высший дегустационный бал.

Тем не менее абсолютно честны с потребителем были и производители зефира ООО «КФ «Финтур», ОАО «Невские берега» и ЗАО «КФ им. Самойловой». Состав этих образцов полностью соответствовал названию, где слово «шоколадный» не использовалось.

Санкт-Петербургские Ведомости

Популярные новости

To Top