Обзор СМИ. Публикации

Как заработать на кофе

Тайваньский предприниматель У Чен-Сюэ начал заниматься бизнесом, когда ему было 20. Он открыл и потом продал множество компаний, прежде чем удача улыбнулась ему. Сеть кофеен Wu Cheng-Hsueh’s 85C — его самое успешное дело. Сегодня там подают самые экзотические сладости и кофе на Тайване, а по количеству сетевых заведений в стране он обогнал даже Starbucks

Вряд ли вы когда-нибудь имели возможность попробовать кофе с морской солью или хлеб, пропитанный соусом из клубня таро. Любой, кто впервые оказывается в кофейне Wu Cheng-Hsueh’s 85C, может подумать, что владелец этого заведения эксцентричный кулинар, который день и ночь трудится над созданием новых вкусов и форм.

Офис компании кулинарного гения расположен в Тайваньском бизнес-парке, причем гостевая его часть оформлена как обычная кофейня Wu Cheng-Hsueh’s 85C. Два сотрудника суетятся за стойкой у кофейных автоматов, вежливо предлагая напитки и снэки. Зато деловая часть офиса поражает строгостью и простотой: массивные столы и немного потертые диваны. Хозяин компании, У Чен-Сюэ, сдержан в манерах, черная рубашка застегнута на все пуговицы. «Я никогда особо не интересовался бизнесом в сфере продуктов и напитков. Просто искал то, что может приносить деньги», — рассказывает он негромко.

На одной из стен офиса большой кусок мрамора. Он напоминает о прежних бизнесах владельца. Именно они помогли аккумулировать средства, чтобы открыть в 2004 г. первую кофейню в Тайбэе. Сейчас сеть Wu Cheng-Hsueh’s 85C насчитывает 300 кофеен по всему Тайваню. Кроме того, кофейни У Чен-Сюэ открылись в континентальном Китае, в Австралии и США. В прошлом году компания вышла на Тайваньскую биржу под юридическим названием Gourmet Master.

Много не терял

В детстве У Чен-Сюэ объехал с семьей весь Тайвань: отец работал, где только мог. Мальчик окончил школу, но у него никогда не было возможности поступить в колледж. Теперь, в 44 года, бизнесмен вспоминает, как в 20 с небольшим лет он первый раз купил машину. Это была Toyota Camry. «Я был так счастлив, что первую ночь после покупки машины проспал в ее салоне», — рассказывает он.

Свой путь в бизнесе У Чен-Сюэ начал с открытия парикмахерской, потом создал небольшую фабрику по производству обувных подошв, затем занялся дизайном интерьеров. И это далеко не полный список компаний, которые он создал. Предприниматель открыл парикмахерскую в 23 года, вернувшись после службы в армии. «Стартовый капитал был небольшой. Салон тоже. У меня были друзья-парикмахеры, и мы решили сложить деньги, чтобы начать новое дело», — рассказывает он. Сам У Чен-Сюэ не умел стричь, поэтому должен был развлекать беседами клиентов во время стрижки.

Через полгода ему попался клиент, который владел обувной фабрикой. Беседа с ним вдохновила У Чен-Сюэ на открытие фабрики по производству резиновых подошв для обуви. Часть производства он расположил в Китае — это выходило дешевле, но вести бизнес было тяжело. Поэтому через два года 27-летний предприниматель продал обувной бизнес в Китае и вернулся на Тайвань. Следующее его предприятие занималось дизайном интерьеров, специализируясь на отделке помещений мрамором. Именно тогда У Чен-Сюэ впервые узнал, что такое терять деньги. Когда рухнул рынок недвижимости, клиенты не смогли заплатить за выполненные работы. «Тогда я понял, что лучше иметь собственный бренд», — говорит он и добавляет, что продуктовый розничный бизнес, по крайней мере, «работает преимущественно с наличными средствами, здесь сложнее понаделать столько долгов. И все же я никогда не терял сразу много денег. Иначе не смог бы создать столько компаний».

Вкусно, но недорого

Идея открыть сеть кофеен посетила предпринимателя, когда однажды в полдень он зашел выпить чаю с коллегами в отель Grand Hyatt в Тайбэе. «Там все было очень вкусно, но слишком дорого», — говорит он. У Чен-Сюэ решил создать сеть кафе, которая могла бы предложить посетителям «кухню класса люкс по умеренным ценам». Для этого нужно было экспериментировать с разными продуктами и создавать оригинальные блюда. В названии кофейни недаром фигурирует цифра 85. У Чен-Сюэ убежден, что клиенту надо подавать кофе, температура которого равняется 85 градусам. Это лучшая температура для кофейного напитка.

У Чен-Сюэ нанял кулинаров и пекарей из самых фешенебельных отелей Тайваня, включая Grand Hyatt. Именно они разработали необычные пирожные и хлебцы, которые подают сейчас в Wu Cheng-Hsueh’s 85C. Но предприниматель быстро понял: умеренные цены ему удастся удержать, только если он стандартизирует продукцию и поставит ее выпуск на поток. Сейчас все тесто готовят в одном большом цехе, потом замораживают и отправляют в кофейни, где из него изготавливают разные виды выпечки.

Благодаря массовой продаже франшиз бизнес быстро расширялся и за два года превратился в крупнейшую сеть кофеен на Тайване, обойдя Starbucks. У Чен-Сюэ даже кофейные зерна покупал у того же гватемальского поставщика. Еще через год сеть Wu Cheng-Hsueh’s 85C вышла на китайский рынок.

Научиться управлять

По словам У Чен-Сюэ, больше всего денег он вкладывает в подбор персонала и управление человеческими ресурсами. «Управление персоналом, пожалуй, самая трудная часть бизнеса по производству продуктов и напитков», — вздыхает предприниматель. Он долго не мог понять, как лучше обучать работников. Ведь сеть кофеен отличается от фабрики тем, что сотрудники работают в совершенно разных местах. Самые большие трудности с обучением персонала возникают в Китае, где кофейни Wu Cheng-Hsueh’s 85C разбросаны по огромной территории страны.

Не зная, как подготовить необученный персонал, У Чен-Сюэ обратился к опыту американских гигантов KFC и McDonald’s и, подобно им, создал свод инструкций, в которых зафиксированы стандарты обслуживания и работы в кофейнях. Он пошел еще дальше, переманив к себе сотрудников двух крупных американских сетей. «Когда KFC и McDonald’s пришли в Китай, там не было подготовленного персонала. Поэтому они начали многих обучать, — рассказывает предприниматель. — Теперь эти люди выросли до уровня топ-менеджеров. Приехав в Китай, я легко уговорил их перейти ко мне на работу».

Теперь, когда проблема с кадрами более или менее решена, предприниматель совершенствует логистические схемы и уделяет большое внимание инновациям в сфере приготовления сладостей.

Компания вышла на Тайваньскую биржу частично для того, чтобы аккумулировать средства для расширения сети кофеен в Китае — со 150 до 1000.

Как и все, кто впервые выходил на биржу, У Чен-Сюэ чувствует, что надо менять подход к бизнесу: «Ты у всех на виду и несешь ответственность перед регулирующими органами, акционерами и обществом в целом. Но если хочешь добиться успеха, все равно на биржу выходить надо». Предприниматель считает, что пристальное внимание со стороны бизнес-сообщества и государственных органов идет компании только на пользу. «На вас устремлено столько глаз, что вы сразу понимаете, что сделали что-то не так. Появляется шанс усовершенствовать бизнес, научиться лучше управлять компанией», — объясняет он.

Источник: Ведомости

Популярные новости

To Top