Африканская чума свиней (АЧС), обнаруженная в последние дни в Московской и Волгоградской областях, добралась до центра российского свиноводства — Белгородской области. Эпидемия рушит надежды животноводов по экспорту свиных мясопродуктов, а также ставит под угрозу планы российских чиновников поставлять на мировой рынок до 200 тыс. т свинины. Сами сельхозпроизводители уверены, что региональные власти справятся с эпидемией, но ждут жестких решений от федеральных чиновников.
Об экспорте мяса теперь можно забыть, посетовал президент агропромышленного холдинга «Мираторг» Виктор Линник на просьбу РБК daily прокомментировать сообщение о выявлении очага АЧС в Белгородской области. «Мы планировали сделать регионализацию, чтобы поставлять мясопродукты в другие страны, но теперь с этим придется повременить», — заявил он. В прошлом году «Мираторг» экспортировал 1,5 тыс. т свиных субпродуктов в Гонконг на 93,5 млн руб. и в этом году собирался увеличить поставки до 2,5 тыс. т.
Болезненная реакция крупнейшего российского свиновода последовала после сообщения Россельхознадзора о выявлении очага АЧС в одном из личных подсобных хозяйств Красногвардейского района Белгородской области. В хозяйстве содержались 14 свиней, все они уничтожены, трупы, равно как и свинарник, сожжены, сообщили ветеринары. Обнаружение очага заболевания стало вчера поводом для экстренного совещания у губернатора Белгородской области Евгения Савченко, длившегося несколько часов. Белгородчина является центром российского свиноводства — в области содержится 17,6% поголовья российских свиней.
«Наши комплексы по выращиванию и убою животных располагаются в западной части области на расстоянии примерно 100 км от выявленного очага, — рассказал г-н Линник. — Но мы принимаем дополнительные меры по усилению контроля на наших предприятиях». Значительно ближе в очагу эпидемии оказались свинокомплексы «Русагро», «Алексеевского бекона» и «Агро-Белогорья».
«Наши комплексы располагаются примерно в 40 км от очага, — сообщил РБК daily гендиректор «Русагро» Максим Басов. — У нас высшая степень биологической безопасности, но мы принимаем дополнительные меры». Предприятия «Белгородского бекона» (входит в «Русагро», четвертый производитель свинины в стране) находятся в соседних с Красногвардейским районах. Непосредственно в пострадавшем районе расположены шесть свинокомплексов второго по величине российского производителя свинины «Агро-Белогорья» (в том числе крупнейшее в Европе свиноводческое предприятие «Никитовский свинокомплекс»). Оперативно получить комментарий в этой компании не удалось.
Сами свиноводы ожидают серьезных финансовых потерь: производственный цикл прервется, банки прекратят кредитование или увеличат стоимость кредитов, страховщики потребуют повышенных страховых взносов.
Участники рынка уверены, что белгородские власти смогут локализовать очаг эпидемии. «Глава региона решит этот вопрос, но в других регионах порой невозможно добиться такой же оперативности, поэтому решения по борьбе с эпидемией должны приниматься на федеральном уровне», — говорит Виктор Линник.
По его мнению, борьбу с этой эпидемией должен возглавить либо глава правительства, либо вице-премьер, чтобы координировать действия различных федеральных органов власти.
Другой мерой, по мнению г-на Линника, должен стать запрет на выращивание свиней хозяйствами всех форм собственности, если они не соблюдают правила ветеринарной и биологической безопасности. Участники рынка также призывают увеличить финансирование Россельхознадзора для проведения мероприятий по нераспространению АЧС.
Ситуация с болезнями животных в России — это результат бездарной административной реформы, фактически разрушившей когда-то образцовую ветеринарную службу СССР, и никакие иностранные спецслужбы не могли бы нанести большего вреда, уверен руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.
В декабре прошлого года президент России Владимир Путин, выступая с посланием к Федеральному собранию, заявил, что страна в течение четырех-пяти лет должна прийти к полному самообеспечению продовольствием, а затем стать крупнейшим мировым поставщиком. Согласно планам Минсельхоза, к 2020 году Россия может экспортировать до 200 тыс. т свинины.