Обнаруженное в молоке и пиве вещество замедляет старение

Ученые из Федеральной политехнической школы Лозанны объявили о том, что группа молекул, присутствующих в молоке, пиве и других пищевых продуктах, играет важную роль в предотвращении ожирения и диабета, поддержании мышечного тонуса и увеличении продолжительности жизни.

Первоочередной задачей швейцарских специалистов было получение молекулы никотинамид рибозида (NR). Загвоздка заключается в том, что NR содержится в пищевых продуктах в очень малых количествах, а его синтез является дорогим процессом.

После выявления натурального соединения ученые провели эксперимент на мышах, чтобы измерить эффекты, которые оно окажет на животных в естественных условиях. Мыши, сидевшие на диете с высоким содержанием жиров и получавшие в качестве добавки NR, отличались большей выносливостью, умеренным весом и отсутствием признаков сахарного диабета в отличие от мышей с аналогичным рационом, но без добавления NR.

Таким образом употребление в течение нескольких недель молекул NR предупреждало ожирение, улучшало мышечную деятельность и функции митохондрий, что останавливает процесс старения.

«Соединение, которое было синтезировано из молока, а также может присутствовать в пиве и некоторых других пищевых продуктах, не имеет побочных эффектов и способно продлевать жизнь. Эксперимент на мышах раскрыл потенциал этих молекул», — отмечают швейцарские специалисты.

В ходе эксперимента ученые специально увеличивали в несколько раз дозу молекул, но как ни старались, не могли обнаружить никаких негативных изменений. Клетки использовали ту дозу вещества, которая была им необходима, а все остальное откладывали про запас без вреда для организма.

«Давно было известно, что в молоке содержатся полезные молекулы NR, но их было довольно трудно синтезировать в больших количествах. Когда мы получили их в достаточном объеме, исследование вошло в активную фазу. Мы синтезировали молекулу для клинических испытаний и полагаем, что она окажет положительный эффект как на животных, так и на людей», — рассказал РБК daily профессор Федеральной политехнической школы Лозанны Йохан Оверкс.

Он добавил, что в ближайшее время планирует изучить влияние NR на людей, страдающих ожирением, диабетом и мышечной слабостью, а также исследовать, могут ли эти молекулы обеспечить «здоровое» старение.

Доцент кафедры биохимии медико-биологического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Николай Адрианов отмечает, что никотинамид рибозид участвует в огромном количестве химических реакций — в обмене жиров, реакции распада глюкозы, биосинтетических реакциях. Поэтому естественно, что при употреблении в пищу этого соединения скорость распада жиров увеличится.

«Никотинамид рибозид является натуральным предшественником молекулы НАД+ — важнейшего коэнзима, участвующего в метаболизме и катаболизме живых клеток. Тем не менее крупномасштабного исследования влияния этой молекулы на метаболизм млекопитающих до настоящего времени не проводилось. Не исключено, что побочные действия соединения будут проявляться лишь при его длительном приеме в составе пищи. В таком случае препараты, содержащие никотинамид рибозид, быть может, получат применение в качестве допинга — в широком смысле этого слова», — считает руководитель отдела научных исследований лаборатории Frontomics Дмитрий Нечипуренко.

РБК daily