В Мире. Экономика. Рынки

Украинские спиртные напитки ждет очередное подорожание

В Украине подорожают крепкие алкогольные напитки. Вчера Кабинет министров поддержал инициативу Минфина, предложившего запретить продажу водки в рознице дешевле 28,5 грн за бутылку 0,5 л. Очередной рост цен ожидает украинцев уже весной следующего года — с 1 марта стоимость водки возрастет до 30,1 грн. Представители водочных компаний считают, что подорожание не помешает сохранить или даже увеличить объем реализации.

Вчера правительство поддержало инициативу Министерства финансов повысить минимальные оптово-отпускные и розничные цены на алкоголь, сообщил министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк после заседания Кабмина. По его словам, подорожание пройдет в два этапа: первый — через 15 дней после опубликования соответствующих изменений в постановление правительства N957 от 30 октября 2008 года, второй — с 1 марта 2013 года.

Сначала минимальные розничные цены на водку и ликеро-водочную продукцию повысятся на 8,4% (до 142,5 грн за литр 100-процентного спирта), в результате чего минимальная стоимость бутылки водки 0,5 л увеличится до 28,5 грн (сейчас 26,1 грн), а коньяка (бренди) — до 38,9-49,4 грн в зависимости от звезд (сейчас 33,1-41,1 грн). Весной 2013 года минимальные розничные цены на водку и ликеро-водочную продукцию поднимутся еще на 5,3% (до 150,5 грн за литр 100-процентного спирта), что приведет к увеличению минимальной стоимости бутылки водки 0,5 л в рознице до 30,1 грн.

Повышение минимальной стоимости традиционно не вызывает сопротивления со стороны рынка. «Но мы считаем, что именно постепенное подорожание водки позволит приучить потребителя к более высокой ее стоимости и не допустить падения продаж»,— сказал топ-менеджер одной из крупнейших водочных компаний в Украине, попросивший об анонимности. «По нашему мнению, повышение минимальных розничных цен — это в целом положительный шаг для отрасли, который приведет к легализации рынка. По нашим подсчетам, реальный уровень минимальных розничных цен — 32-33 грн»,— рассказывает генеральный директор компании Global Spirits (ТМ «Хортиця») Сергей Величко. «Чем меньше разрыв между возможной минимальной себестоимостью производства водки легальным производителем и минимальной розничной ценой, тем меньше стимулов для производства «серой» водки,— говорит председатель совета директоров Nemiroff Александр Глусь.— В таком случае нелегальные производители не будут иметь конкурентных преимуществ перед легальными за счет демпинга, который возможен только при неуплате всех налогов».

Впрочем, генеральный директор Крымской водочной компании (КВК; ТМ Medoff) Джонатан Вейл полагает, что рынок должен быть свободным. «Не в компетенции государства гарантировать минимальный уровень прибыли за бутылку водки 0,5 л для частного сектора за счет конечных потребителей. Это роль рынка,— сказал он.— Нет смысла ни повышать минимальную цену, ни использовать этот механизм вообще, чтобы что-то гарантировать частному бизнесу». А независимый эксперт Вячеслав Сокерчак (бывший президент ассоциации «Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака») говорит, что сегодня порядка 90% продаж водки в Украине приходится на низший ценовой сегмент. При этом есть компании, у которых на данный сегмент приходится 20-30% продаж, а есть те, у которых — 70-80%. Именно последние являются основными конкурентами производителей «серой» водки. «Повышение минимальных цен для них может привести к оттоку потребителей в сторону «серой» водки»,— отметил он.

Коммерсантъ-Украина

Популярные новости

To Top