В Мире. Экономика. Рынки

Украина переходит на международные расчеты в китайской валюте

Украина и Китай договорились об обмене национальными валютами. Нацбанку это выгодно по той причине, что одномоментно позволит увеличить резервы на 15 млрд юаней ($2,36 млрд). Китай же получит возможность усилить свой экспорт в Украину, поскольку украинские импортеры теперь смогут отказаться от закупки постоянно дорожающих долларов на межбанке и закупать юани у Нацбанка. Впрочем, в перспективе попадание Украины в валютную орбиту Китая может привести к увеличению притока китайских инвестиций в украинскую экономику, надеются эксперты.

Китай начал валютную экспансию в Украину. Вчера глава Национального банка Украины Сергей Арбузов впервые подписал с руководством Народного банка Китая (НБК) двустороннее соглашение-своп. Суть валютной сделки заключается в том, что Нацбанк за 19 млрд грн покупает 15 млрд юаней ($2,36 млрд). Это соглашение заключено на три года и может быть продлено при взаимном согласии сторон. «Сделка направлена на укрепление двустороннего финансового сотрудничества и содействие торговле и инвестициям, а также на совместную поддержку региональной финансовой стабильности»,— говорится в сообщении НБК.

Китай широко использует этот механизм для продвижения своей валюты, которая пока даже не является свободно конвертируемой. Подобные договоры подписаны более чем с 20 странами мира — например, в мае соглашение-своп было заключено с Японией, а на прошлой неделе — с Бразилией. Аналогичный договор Китай подписал с Белоруссией даже на большую сумму, чем с Украиной,— на 20 млрд юаней ($3,1 млрд). «Для Китая выгоды от таких соглашений очевидны — он стремится сделать юань полноценной мировой валютой и шаг за шагом идет к этой цели»,— отмечает директор Института экономики и прогнозирования НАНУ Валерий Геец. Нацбанк обсуждает включение в резервы российских рублей.

Своп-операция позволит Украине увеличить валютные резервы НБУ на $2,36 млрд — до $33,1 млрд. «Увеличение будет зафиксировано статистикой, но оно не приведет к усилению оперативных возможностей НБУ влиять на курс гривны»,— считает аналитик ИК Concorde Capital Виталий Ваврищук. Поскольку юань не относится к числу свободно конвертируемых валют, его будет сложно обменять на доллары. «Покупателем сможет выступить лишь Народный банк Китая»,— считает господин Ваврищук. Однако в начале 2011 года, когда Китай запустил торги юанем на валютном рынке США, руководство КНР заявило, что ему нужно всего 5-10 лет, чтобы сделать юань полностью конвертируемым.

В настоящее время объем экспорта китайских товаров в Украину значительно превосходит объемы поставок украинских товаров в Китай: в 2011 году — на $4,08 млрд, а в январе-апреле текущего года — на $1,47 млрд. «Учитывая, что именно Китай имеет преимущество в двусторонней торговле, такой договор выгоден в первую очередь им, а не Украине»,— уверен президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. «Власть в очередной раз поражает своей непоследовательностью. После заявлений о необходимости защиты национального производителя, она соглашается на меры, содействующие продвижению китайского импорта в ущерб национальному производству»,— отмечает исполнительный директор «Европейской бизнес ассоциации» Анна Деревянко.

Юань может быть использован для прямых расчетов между предприятиями двух стран, особенно если НБУ будет регулярно выставлять двусторонние котировки: покупать юань у экспортеров и продавать эту валюту импортерам, как, например, он делает по такой экзотической валюте, как австралийский доллар. «Хотя курс юаня фактически привязан к доллару, так же, как и курс гривны, существуют большие риски укрепления национальной валюты Китая. В такой ситуации договоры в юанях будут выгодны при заключении долгосрочных экспортных поставок из Украины, в других случаях бизнес будет предпочитать ориентироваться на более стабильные валюты»,— уверен исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Сейчас $1 стоит 6,36 юаня. К концу года ожидается укрепление до 6 юаней.

В валютной сделке эксперты усматривают попытку снизить зависимость от России. «Очень похоже, что Украина согласилась на этот шаг с целью создать фундамент для более активного взаимодействия. В нынешней ситуации усиление экономического сотрудничества с Китаем — единственный оставшийся вариант избежать диктата России, и упустить этот шанс нельзя»,— считает господин Охрименко. До сих пор украинская власть с опасением относилась к экспансии китайского капитала в страну. По словам источника «Ъ» в Кабмине, один из китайских инвесторов готов открыть в Украине автомобильное производство, но собеседник опасается, что это вызовет защитные меры со стороны России.

Коммерсантъ-Украина

Популярные новости

To Top