В Мире. Экономика. Рынки

Продажу спиртного в Беларуси лицам моложе 21 года все же ограничат

Как сообщила пресс-служба Генпрокуратуры, проведенный Генеральной прокуратурой и Министерством здравоохранения комплексный анализ исполнения законодательства о профилактике правонарушений показал, что доступность приобретения спиртных напитков, их реклама в средствах массовой информации и ненадлежащая профилактическая работа повлекли значительное увеличение потребления алкоголя и, как следствие, негативные социально-демографические тенденции, передает Ежедневник.by.

О недостаточности принимаемых мер свидетельствует невыполнение рядом государственных органов, в том числе органами исполнительной власти на местах, основной цели Государственной программы национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011–2015 годы – снижение потребления алкоголя населением и уменьшение отрицательных последствий его потребления для общества.

В прошлом году наблюдалась тенденция увеличения реализации спиртных напитков – по сравнению с 2010 годом рост продажи водки составил 118%.
Не уменьшается количество лиц, состоящих в медицинских учреждениях на наркологическом учете, в том числе с синдромом зависимости от алкоголя (хронический алкоголизм), – около 180 тысяч человек.

Практически 2% населения (в основном лица трудоспособного возраста) страдают алкоголизмом и ведут асоциальный образ жизни, что не может способствовать нормализации социально-демографической обстановки в стране.

Проблема алкоголизации населения негативно влияет и на экономическую ситуацию. Согласно исследованиям, рост потребления алкогольных напитков ведет к увеличению смертности населения. Так, при увеличении продажи алкоголя на 1 литр уровень смертности возрастает на 2,6%. Ежегодно только по причине случайного отравления алкоголем умирает около 2,5 тысячи человек.

В 2011 году доля преступлений, совершенных лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, по сравнению с 2010 годом увеличилась до 33,5% (в 2010 году – 32,4%). Около 8 тысяч потерпевших от преступных посягательств находились в состоянии алкогольного опьянения.

Негативная обстановка складывается с гибелью людей на пожарах. Более четверти всех пожаров произошло именно по вине лиц, находившихся в состоянии алкогольного опьянения (1 959 пожаров), в огне погибло 845 находившихся в состоянии опьянения граждан.

По вине нетрезвых водителей произошло 867 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 211 человек, ранено – 1 017.

На производстве погибло 43 работника, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения, травмировано – 67. Почти 63% утонувших (458 человек) также находилось в состоянии алкогольного опьянения.

Таким образом, злоупотребление спиртными напитками стало причиной гибели в прошлом году более 1 500 человек.

При этом в Государственную программу национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011–2015 годы не включены мероприятия по сокращению объемов производства плодовых вин, лишь на 2015 год запланировано внесение при необходимости изменений, предусматривающих запрещение продажи алкогольной продукции лицам моложе 21 года. Вместе с тем актуальность таких изменений была предусмотрена Государственной программой национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2006-2010 годы и неоднократно обосновывалась Генеральной прокуратурой.

Учитывая остроту и социальную значимость проблемы алкоголизации населения, в том числе молодежи, Генеральной прокуратурой в 2010-2011 годах в Министерство торговли, Министерство здравоохранения, облисполкомы и Минский горисполком вносились инициативы и предложения об ограничении реализации алкогольных напитков, их рекламы и потребления.

Исходя из принципов, определенных Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, в целях предотвращения дальнейших негативных социально-демографических процессов, влияющих на состояние национальной безопасности страны, Генеральным прокурором Республики Беларусь Премьер-министру Республики Беларусь направлено информационное письмо, в котором предложено рассмотреть вопрос о корректировке положений Государственной программы национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011-2015 годы, разработав механизм эффективных мер по снижению уровня потребления алкоголя, поэтапному сокращению объема производства низкосортных плодовых вин (крепленых ординарных, плодовых крепленых марочных, в том числе улучшенного качества и специальной технологии) с прекращением их выпуска и продажи к 2016 году.

Поручить Министерству торговли совместно с заинтересованными разработать в установленном порядке проект закона, предусматривающий регламентацию торговли спиртными напитками в ночное время, их реализации только через специализированные отделы.

Поручить Министерству здравоохранения совместно с заинтересованными подготовить изменения в законодательство, направленные на запрещение реализации алкогольных напитков лицам моложе 21 года.

Активизировать деятельность местных исполнительных и распорядительных органов в части организации проведения локальных экспериментов по ограничению доступности алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива по времени, при организации выездной торговли, возле крупных промышленных предприятий с учетом режима их работы.

В целях ограничения доступности алкоголя и его чрезмерного потребления Министерству финансов, Министерству экономики и Министерству по налогам и сборам принять меры по реализации пп. 44, 45 мероприятий Государственной программы в части повышения величины акцизов и цен на алкогольные, слабоалкогольные напитки и пиво в зависимости от вида данной продукции (объемной доли этилового спирта) и иных внешних факторов.

Рассмотрение указанной информации взято на контроль Генеральной прокуратурой.

Популярные новости

To Top