В Мире. Экономика. Рынки

Право на «халал»

Агентство по защите прав потребителей Казахстана продолжает борьбу с псевдохалал-продукцией, сообщает Tengrinews.kz. Пресс-служба ведомства распространила информацию, которая ставит под сомнение законность деятельности Ассоциации халал-индустрии страны.

Как отмечают в пресс-службе, согласно информации Министерства индустрии и новых технологий, законодательные акты, устанавливающие и регулирующие порядок выдачи сертификатов соответствия продукции со знаком «халал», отсутствуют.

Между тем, сообщается, что объединение юридических лиц — Ассоциация халал-индустрия Казахстана — осуществляет деятельность по определению качественных показателей продукции «халал» с дальнейшей выдачей свидетельств и сертификатов.

«По информации Агентства по делам религий, Ассоциация халал-индустрия Казахстана — не является религиозным объединением, а разделение продукции на “халал” относится к вопросу религии. Также Агентство по делам религии считает, что выдача данным объединением сертификатов и свидетельств по определению продукции “халал” не соответствует требованиям действующего законодательства», — говорится в распространенном пресс-релизе.

Кроме того, отмечается, что действующим законодательством продукция «халал» не регламентируется по качественным показателям безопасности и качества, имеется лишь национальный стандарт «СТ РК 1353-2005» по вареной колбасе «халал», соблюдение которого носит добровольный характер и данная продукция не входит в перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Казахстане.

Вместе с тем, Агентство по защите прав потребителей провело лабораторные исследования колбасных изделий на определение видовой идентификации тканей, присутствующих в реализуемой продукции «халал». По результатам исследования обнаружено присутствие мяса свинины в следующих колбасных изделиях: сардельки «Мусульманские», сардельки «Говяжьи» «халал» производства Республики Казахстан; колбаса «Докторская в/с в синюге» производства Республики Казахстан; говяжья полукопченая колбаса «халал», говяжья полукопченая колбаса, «Конские сосиски» производства Республики Казахстан; сервелат мусульманская «халал» «Элитная» (высший сорт) производства Республики Казахстан.

Более того, на этикетке колбасы «Целинная — фабрика деликатесов» под знаком «халал», где указано, что она изготовлена под контролем ОЮЛ «Ассоциация халал-индустрия Казахстана», в составе также указывается — «шпик».
Однако в агентстве обращают внимание на то, что шпик — это плотное подкожное свиное сало, приготовленное в виде соленого или солено-копченого продукта.

Отмечается, что выявленный факт является нарушением пункта 107 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013), согласно которому во избежание действий, вводящих в заблуждение потребителей (приобретателей), маркировка, содержащая информацию об отличительных признаках продуктов убоя и мясной продукции, должна соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза.
Ранее в Агентстве по защите прав потребителей уже заявляли, что в Казахстане сегодня нет законодательной базы, регулирующей развитие халал-индустрии. Поэтому, по словам бывшего главы ведомства Болатбека Куандыкова, ассортимент товаров и услуг с пометкой «халал» иногда доходит до маразма.

«Продукция халал имеет определенную наценку, чем обычная продукция, которая не халал. Мало того, что сейчас есть халал-колбасы и так далее, сейчас уже появились гостиницы-халал. Недавно в Интернете я читал про предпринимателя из дальнего зарубежья, он приехал и удивился тому, что у нас открывают халал-СТО. Ну, вообще уже иногда доходим до определенного маразма. Нужно будет просто здесь навести порядок», — выразил мнение Болатбек Куандыков.

Так как это понятие законодательно не закреплено, агентство направило соответствующий запрос в Генеральную прокуратуру, чтобы там дали правовую оценку. Соответствующее письмо-обращение, как сообщалось, также было направлено в Министерство индустрии и новых технологий и в Агентство по делам религий.

В свою очередь председатель Ассоциации халал-индустрии Казахстана Марат Сарсенбаев заявлял, что чиновники их критикуют из-за незнания тонкостей этой индустрии. К примеру, гостиница халал имеет комнаты для чтения намаза, также в такой гостинице запрещены интим-услуги. «Почему гостиница не должна быть халал? Это норма, если в гостинице разврат, алкоголь?» — сказал он.

Поясняя, чем халал-СТО отличается от обычного, он отметил, что в СТО-халал есть намазхана и специализированное кафе. Сарсенбаев предлагает открыть в Казахстане агентство по индустрии халал, подчеркнув, что сейчас 30 процентов казахстанского рынка состоит из продукции халал. По его словам, в настоящее время разработаны международные стандарты по системе пищевой промышленности, стандарты услуг по халал.

Популярные новости

To Top