В Мире. Экономика. Рынки

Немецкие дискаунтеры захватывают Европу

В 2014 г. Aldi и Lidl, немецкие магазины-дискаунтеры, продолжили победный марш по Европе. От Великобритании и Ирландии до Италии и Испании они увеличивают долю на рынке за счет местных сетевых супермаркетов — Asda, Morrisons, Tesco и Sainsbury’s. Все четыре ритейлера зафиксировали падение сопоставимых продаж во время рождественского сезона.

Результаты Tesco настолько плохие, что рейтинговое агентство Moody’s в начале месяца понизило долг британской компании до «мусорного» уровня. 13 января глава Morrisons (четвертой крупнейшей сети супермаркетов в Великобритании) Дэлтон Филипс был уволен за неспособность улучшить дела ритейлера за пять лет своего руководства.

На фоне этого продажи Aldi и Lidl за год выросли на 22,6% и 15,1% соответственно, говорится в статистическом отчете аналитической фирмы Kantar. Половина всех британских домохозяйств сегодня совершают покупки в Aldi или Lidl (новый рекорд).

Между тем супермаркетам Франции, похоже, удается успешно защищаться от нашествия иностранных магазинов сниженных цен. На прошлой неделе Casino объявила, что число покупателей и объемы продаж вновь начали расти у всех ведущих французских ритейлеров.

16 января крупнейшая торговая сеть Франции Carrefour и сеть супермаркетов Champion объявили об увеличении сопоставимых продаж на 1,2% в прошлом году. Более того, продажи выросли даже в их магазинах в других европейских странах (за исключением Италии), пишет журнал The Economist.

И хотя сами по себе цифры невелики, они впечатляют, учитывая непростую экономическую ситуацию. Цены на продукты питания во Франции снижаются на 0,6% в 2014 г., констатирует статистическое бюро Франции. Как результат, продуктовый рынок в целом сужается. Люди все меньше покупают даже товары по низким ценам, отчасти из-за того, что их зарплаты не растут, а также из-за роста налогов.

Однако, пишут «Вести.ru», в отличие от своих европейских коллег французские сетевые супермаркеты смогли уменьшить рыночную долю магазинов-дискаунтеров с 15% пять лет назад до 12% в настоящее время. Добились они этого благодаря трем принципиальным стратегиям. Во-первых, французские ритейлеры оперативно снижают цены (что пока не удается британским торговым сетям).

Они также увеличивают производство товаров под собственным брендом, упрощают рекламную кампанию и уменьшают ассортимент товаров. В итоги продукты под собственным брендом часто намного дешевле в обычном супермаркете, чем у дискаунтера, а товары известных торговых марок лишь ненамного дороже. Кроме того, сетевые супермаркеты создают собственные магазины сниженных цен (так, у Casino это Leader Price, а у Intermarché — Netto).

Во-вторых, французские ритейлеры пытаются конкурировать с немецкими дискаунтерами с помощью расширения сети универсамов формата “магазин у дома”. Покупатели все больше предпочитают супермаркеты в шаговой доступности и шопинг онлайн и все реже посещают гипермаркеты, находящиеся за городом, говорится в исследовании Carrefour и Casino. Именно поэтому продуктовые ритейлеры все больше открывают небольшие по размеру магазины.

В-третьих, они надеются сохранить низкие цены, не принося в жертву прибыль, с помощью совместной закупки товара у поставщиков (чем больше партия – тем меньше цена). В сентябре Système U и Auchan договорились о совместной закупке. Через месяц то же самое сделали Casino и Intermarché. В декабре об объединении закупок объявили Carrefour и Cora-Supermarchés Match.

Тем не менее даже французские супермаркеты сталкиваются с общей для Европы проблемой — снижение прибыли. Из-за растущей конкуренции с Aldi и Lidl Carrefour пришлось понизить коэффициент доходности с пикового уровня в 6% до 3%. В течение года пересмотрела уровень доходности и Casino.

Многие аналитики прогнозируют, что из-за конкуренции с магазинами сниженных цен, расширения точек формата “магазин у дома” и увеличения онлайнового шопинга чистая прибыль сектора супермаркетов в Европе уменьшится наполовину в ближайшие несколько лет.

Ритейлеры надеются, что низкая цена на бензин увеличит количество свободных денег у потребителей, что приведет к росту продаж и прибыли. Однако покупателей, начавших совершать покупки в Aldi и Lidl, не так-то просто заманить обратно.

Популярные новости

To Top