В Мире. Экономика. Рынки

Магазины уходят из белорусских деревень

За последние годы в белорусских деревнях сократилось количество магазинов Белкоопсоюза. С учетом либерализации торговли на селе их место могли бы занять частники, но не факт, что они согласятся работаться в небольших населенных пунктах даже на льготных условиях.

Вместо магазина будет автолавка

Время с апреля по сентябрь минчанка Елена Рогач проводит в своей родной деревне Местино в Березинском районе. Деревня находится в 35 км от райцентра. В Местино постоянно проживает 27 человек. Весной и летом количество жителей увеличивается за счет таких «дачников», как Елена Рогач. Недавно жители Местино узнали, что в деревне планируется закрыть магазин.

«Большинство людей, живущих в этой деревне, уже пенсионеры, причем солидного возраста. Даже есть инвалид ВОВ, проживающий вместе с женой. Если магазин будет закрыт, эти люди физически не смогут ходить в соседнюю, более крупную деревню, за полтора километра», — рассказала Naviny.by Елена Рогач.

По ее словам, жители выступают категорически против закрытия магазина. Елена Рогач даже ходила на прием к руководству Минского облпотребсоюза по этому поводу, но ее лишь поставили перед фактом.

В Березинском райпо рассказали, что магазин в Местино пока планируют закрыть только на зимний период. Причина — убыточная работа торгового объекта.

«За десять месяцев этот магазин был у нас убыточным, а с учетом начала отопительного сезона эти убытки будут и дальше возрастать, поэтому мы вынуждены его на зиму закрыть», — сказала заместитель председателя правления Березинского райпо Валентина Борисевич.

В зимний период в Местино будет ездить автолавка. Таким образом в Березинском районе обслуживается 150 населенных пунктов. По дорогам колесят 7 автомагазинов, на прилавках которых есть «все социально значимые группы товаров». Сейчас Березинское райпо согласовывает с районными властями и жителями Местино режим работы и место стоянки автолавки. По планам она будет приезжать в деревню два раза в неделю.

«Конечно, люди бы хотели оставить магазин, но у нас, к сожалению, нет такой возможности в связи с развивающейся конкуренцией содержать магазины, которые сами себя не окупают», — отмечает Валентина Борисевич.

Магазинов на селе становится меньше

В целом по стране за последние годы наблюдается тенденция к сокращению числа магазинов Белкоопсоюза. Так, если в 2015 году вся сеть потребительской кооперации насчитывала более 9 тысяч магазинов, из которых 6200 работали на селе, то в этом году общая численность торговых объектов сократилась до 8,1 тысячи, а в деревнях — до 5700.

Основными причинами специалисты Белкоопсоюза называют сокращение численности населения в сельской местности и его невысокую покупательную способность. В итоге небольшие объемы товарооборота не позволяют покрывать расходы магазинов, из-за чего их работа становится убыточной.

По закону в населенных пунктах с численностью до 200 человек допускается облуживание населения магазинами соседних населенных пунктов и (или) автомагазинами.

«С учетом финансового результата работы магазинов Белкоопсоюзом проводится оптимизация убыточных объектов торговой сети, расположенных в малых сельских населенных пунктах с численностью жителей менее 200 человек, с последующим их обслуживанием автомагазинами потребительской кооперации», — рассказали Naviny.by в пресс-службе Белкоопсоюза.

Сейчас в сети потребительской кооперации около 2 тысяч магазинов в деревнях, где живет меньше 200 человек, но, как пояснила пресс-секретарь Белкоопсоюза Татьяна Ляшкевич, это не значит, что все они закроются. Где-то могут объединить два соседних магазина в один, где-то могут сократить режим работы магазина, где-то закрыть магазин на зиму. По каждому объекту вопрос решается на местах.

«Мы понимаем, что наша основная миссия — обслуживание сельского населения. Даже неся убытки, мы все равно содержим эти магазины. Когда же ситуация вообще тупиковая и безысходная, когда убытки только плодятся, тогда магазины закрываются. Но о целенаправленной политике по закрытию сельских магазинов речи вообще не идет», — говорит Татьяна Ляшкевич.

На село зовут частников

Развитию торговли в сельской местности призван поспособствовать недавний президентский указ № 345, который вступит в силу с начала следующего года. Он упрощает торговлю в деревнях и наделяет мелкий бизнес налоговыми льготами.

«Вариантов было два: либо продвигать 345-й указ, либо дать денег Белкоопсоюзу на продолжение его убыточной деятельности. Но экономика такова, что содержать магазины в старом формате, платя большие налоги, не вытянет никто, не только Белкоопсоюз, поэтому было принято решение о том, что у нас торговля на селе будет, условно говоря, почти без налогов, но и без убытков. Попытаться там наладить конкуренцию, и пускай благодаря этому происходит обеспечение населения», — заявил сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов, который участвовал в разработке указа о либерализации торговли на селе.

Сейчас, по его словам, нужно оказывать методическую помощь желающим развивать бизнес в деревне. Так, в течение декабря во всех райцентрах Минской области пройдут собрания предпринимателей, где местные власти объяснят им новые возможности, которые открывает указ № 345.

Но совсем не факт, что мелкий бизнес ринется открывать магазины в сельской местности. Если в больших селах, где живет 300, 500 и более человек и где есть нормально работающие сельхозпредприятия, это вполне возможно, то в такую деревню как Местино вряд ли кто-то приедет.

«В нашу дыру никто не поедет. Ни один предприниматель. Потому что очень далеко», — говорит Елена Рогач.

Популярные новости

To Top