В Мире. Экономика. Рынки

Армянскому коньяку грозит ребрендинг

Армянский коньяк хотят переименовать в бренди. Однако армянские производители настаивают на том, что имеют на название «коньяк» гораздо больше прав, чем все остальные.

Согласно патентному праву, именно это название должно использоваться для всех крепких напитков, произведенных за пределами Франции — родины коньяка.

Армения может лишиться своего знаменитого коньяка. Точнее, не самого напитка, а названия. Дело в том, что приоритет создания «коньяка» был утвержден за Францией специальным декретом от 1 января 1909 года, а свое название напиток получил от одноименного города. Тем не менее в ряде стран коньяками называют многие винные дистилляты, полученные из местного сырья и без соблюдения французской технологии. Такие напитки обычно получают дополнительное название с указанием страны или местности, в которой они произведены. Так, например, существуют калифорнийские, греческие и даже украинские коньяки. Хотя, согласно закону, все они должны называться общим термином бренди. Однако армянские производители настаивают на том, что имеют на название «коньяк» гораздо больше прав, чем все остальные.

«Во-первых, наш армянский коньяк готовится по той же технологии, что и классический французский коньяк, просто у нас совершенно другие сорта винограда, и, то что интересно, ни в какой другой стране наш виноград не приживается, и если даже приживается, то теряет свои свойства, — рассказала экскурсовод коньячного завода Кристине Ишханян. — Мы объясняем, что у нас совсем другая почва по своей структуре, вода, солнце, в Армении 300 солнечных дней в году, и сам человек, который готовит этот напиток, – поэтому есть большая разница».

Коньяк уже давно стал своего рода визитной карточкой Армении, а его слава перешагнула все границы. Говорят, когда-то в СССР было популярно выражение – самая лучшая страна – Советский Союз, а лучший в мире коньяк – армянский. Впрочем, этот напиток имеет куда более древнюю историю. Первые коньячные спирты на своем заводе заложил на выдержку еще в 1887 году купец Нерсес Таирян. Спустя 12 лет этот завод купил Николай Шустов. Именно тогда, еще до принятия французского декрета, алкогольный напиток Шустова заработал свой первый Гран-при на выставке в Париже. А купец получил разрешение писать на своих бутылках «cognac». После этого компания Шустова удостоилась звания «Поставщика Двора Его Императорского Величества», что считалось тогда знаком высшего качества продукции. Однако изначально, чтобы продвинуть свой товар, Шустову, по словам Кристине Ишханян, приходилось прибегать к некоторым уловкам:
«Рассказывают, что Шустов уделял огромное внимание рекламе нашего напитка, до сих пор приводят пример, как он нанимал студентов, красиво их одевал и отправлял в самые престижные рестораны. Студенты заходили в эти рестораны, сначала заказывали еду, а в конце — армянский коньяк. Но никто в этих ресторанах не знал, что такое армянский коньяк. Студенты обижались, некоторые даже скандалы устраивали, а некоторые просто угощали всех этим напитком, и на следующий день рестораторы уже вынуждено искали и находили армянский коньяк».

Сейчас страна вполне может лишиться одного из своих главных символов. Чтобы предотвратить это, в рамках соглашения «О глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли» Армения обратилась к Евросоюзу с просьбой сохранить за армянскими производителями право использовать наименование «коньяк», поскольку на постсоветском пространстве, куда поставляется 90% всего экспорта, население воспринимает «коньяк» как вид товара. Что же касается дальнего зарубежья, то туда эта алкогольная продукция уже давно поступает под названием «бренди». Говорит руководитель аналитического центра «Альтернатива», экономист Татул Манасерян:
«Все зависит от переговоров, тут тоже речь идет об экономической дипломатии, о том, насколько успешно и ловко мы сможем уговорить наших коллег из Евросоюза о том, чтобы нам предоставили такую возможность, поскольку в глобальном смысле это исходит из интересов Евросоюза тоже, поскольку мы ведем с ними переговоры по поводу зоны свободной торговли всеобъемлющей, и если идет действительно заинтересованная работа, то уступки, если их можно так назвать, тут тоже уместны».

На сегодня около двух десятков заводов в Армении производят коньяк. Только за последний год его производство в стране увеличилось более чем на 20% и составило почти 18 с половиной тысяч литров. В республике надеются, что ребрендинга удастся избежать. Следующий раунд переговоров пройдет в июне этого года.

Голос России

Популярные новости

To Top