Власть. Экономика. Бизнес

X5 придумала, как догнать «Магнит»

X5 Retail Group планирует унифицировать ассортимент во всех «Пятерочках», упорядочить логистику и скорректировать систему мотивации персонала

X5 Retail Group, крупнейший по выручке ритейлер в России, все больше отстает по динамике роста от «Магнита». Выручка Х5 за девять месяцев снизилась на 0,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года, до $11,47 млрд, EBITDA упала на 1,5% до $774,2 млн, чистая прибыль — на 12,4% до $147,3 млн. «Магнит» за тот же период увеличил выручку на 23% до $10,27 млн, EBITDA — на 75% до $1,05 млрд, а чистую прибыль — на 122% до $539,9 млн.

На результате Х5 сказались курсовые разницы рубля и доллара США (в рублях выручка увеличилась на 8%), снижение выручки гипермаркетов из-за преобразований бизнес-модели формата, увеличение краткосрочной задолженности (с $913 млн на начало года до $1,4 млрд на конец сентября) и процентных ставок (с 7,7 до 8,5% годовых), объяснил ритейлер в отчете.

Для исправления ситуации менеджмент основного формата Х5, дискаунтеров «Пятерочка» (они приносят Х5 больше 65% выручки), разработал три стратегические инициативы, рассказал вчера инвесторам финансовый директор Х5 Киран Балф. Компания намерена унифицировать ассортимент во всех «Пятерочках» — во всех магазинах должны присутствовать 500 наименований товаров-бестселлеров; расширить ассортимент свежих овощей и фруктов, а также улучшить внешний вид и атмосферу магазинов.

Пока, признался Балф, логистика остается слабым звеном ритейлера: товары в распределительные центры приходят недостаточно быстро, и это приводит к повышенным потерям не только в продовольственных, но даже в непродовольственных категориях — товар портится или оказывается невостребованным. Задачу предстоит решить назначенному в августе директору по логистике Игорю Сотникову.

Кроме того, рассказал Балф, X5 продолжит совершенствовать систему оплаты труда и мотивации персонала, изменение которой началось во второй половине прошлого года. Часть зарплаты сотрудников X5 — до 25% дохода в зависимости от позиции — привязана к результатам работы. Для линейного персонала такими результатами являются, например, качество выкладки, объем товарных потерь, продажи магазинов и т.д., объяснил Балф. Х5, по его словам, продолжит совершенствовать систему мотивации, чтобы она способствовала достижению более высоких результатов. Новая схема мотивации пока не привела к росту расходов: затраты на персонал Х5 в III квартале снизились на 9% до $290 млн и их доля в выручке сократилась с 8,8% год назад до 8%. Это произошло за счет сокращения начисленных бонусов и снижения ставки социального налога с 34 до 30% с 1 января 2012 г., объяснила компания.

Работа нового менеджмента приносит некоторый эффект: в октябре выручка компании увеличилась на 10%, в том числе благодаря улучшению ситуации в сегменте гипермаркетов: в «Каруселях» трафик вырос на 8,9% благодаря оптимизации непродовольственного ассортимента и субаренде торговой площади, говорится в обзоре Альфа-банка. Стандартизация ассортимента, считают аналитики банка, позволит удержать валовую рентабельность Х5, но улучшение сервиса и увеличение числа супервайзеров могут вылиться в рост расходов на персонал.

Ведомости

Популярные новости

To Top