Власть

Законопроект о госзакупках перепишут по рекомендации олигархов

После второго чтения из законопроекта о Федеральной контрактной системе (ФКС), регулирующей все уровни госзаказа, могут исключить такие варианты закупок, как запрос предложений, запрос котировок и конкурс с ограниченным участием. Соответствующие предложения разработаны в РСПП и, как стало известно РБК daily, находят поддержку у профильного комитета Госдумы.

Проект закона о ФКС, который сейчас находится на обсуждении в Госдуме, нуждается в конструктивной доработке, заявил вчера на заседании бюро правления РСПП руководитель комитета по развитию конкуренции Сергей Генералов. Среди «поля для деятельности» — сокращение списка способов закупок, введение финансовых стимулов против демпингующих поставщиков, а также «опрозрачивание» системы ответственности чиновников за нарушение правил закупок.

В частности, крупные предприниматели считают, что необходимо законодательно ограничить заказчика в выборе способа закупки. Сам список вариантов закупок также предлагается существенно укоротить: вычеркнуть из него запрос предложений, запрос котировок, а также конкурс с ограниченным участием.

«Эти предложения идут в логике обсуждений, которые ведутся в рабочей группе. Более того, идут в логике заданий, которые дал премьер несколько дней назад. При доработке во втором чтении очень важно ограничить дополнительные регламенты и четко их прописать, чтобы возможные лазейки, которые изобретают наши творческие умы, были закрыты в самом начале», — одобряет рекомендации РСПП руководитель группы по ФКС, депутат Госдумы Игорь Игошин.

В ФАС инициативу также поддерживают, считая обсуждаемые механизмы коррупционными. «То, что законопроект необходимо серьезно доработать, отметило правительство. В самом деле, из него до сих пор не понятно, как пользоваться запросом предложений, можно менять условия торгов или нет, — приводит пример начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев. — Запрос котировок в действующем виде также несет коррупционные риски. Вместо него можно использовать расширенный короткий аукцион — это будет более действенная и эффективная процедура».

Кроме этого, РСПП рекомендует изменить антидемпинговый механизм, заложенный в законопроекте. В союзе полагают, что возможность отклонения заявок с демпинговой ценой (25% от стоимости контракта и более) необходимо исключить. Чтобы минимизировать риски встречи с «дешевыми», но нерадивыми поставщиками, предприниматели предлагают установить повышенный размер обеспечения исполнения контракта — в полтора раза выше указанного в документации. В нынешней редакции ФКС реальность возможности исполнения контракта по бросовым ценам нужно доказывать.

«Можно представить, как будет проходить по территории страны доказывание предпринимателями возможности исполнить контракт по сниженной цене», — иронизирует г-н Евраев. По его мнению, нужно использовать не административные, а экономические механизмы — для заявок на торгах со снижением больше чем 25% от начальной цены контакта нужно ввести увеличенный размен финобеспечения. «Кроме того, на средние и крупные торги должны допускаться только те компании, которые имеют опыт выполнения контрактов в данной сфере», — говорит он.

Права участников госзаказа, по мнению РСПП, также нуждаются в большей защите. Необходимо «дать возможность обжалования и рассмотрения антимонопольными органами жалоб участников закупок до истечения срока, когда контракт считается заключенным. Для реализации этого права необходимо фактически запретить представителям заказчика подписывать контракт в течение 10 дней с момента размещения заказа или установить, что «контракт считается заключенным с 11-го дня со дня размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие», говорится в презентации комитета по конкуренции РСПП (есть в распоряжении РБК daily).

«Сейчас такая процедура уже действует. В законопроекте о ФКС это, видимо, потеряли», — сетует г-н Евраев.

В Минэкономразвития вчера вечером комментарий получить не удалось.

Популярные новости

To Top