Власть

Набиуллина и Артемьев могут закончить миром спор о госзакупках

В спорах о госзакупках может быть поставлена точка — Минэкономразвития внесло в правительство законопроект о Федеральной контрактной системе (ФКС). В прошлом году правительство отправило проект закона на доработку, но на этот раз рассмотрение и принятие документа будет максимально быстрым. На финальном этапе работы министерство существенно сблизило позиции со своими «госзакупочными» оппонентами из ФАС. В обновленной версии документа были добавлены новые положения, регламентирующие запрос предложений, одностороннее расторжение контрактов, а также антидемпинговые механизмы.

«18 апреля мы внесли законопроект об ФКС в правительство, — заявила вчера министр экономического развития Эльвира Набиуллина, выступая на расширенной коллегии Минэкономразвития. — Рассчитываем на скорейшее рассмотрение и внесение в Госдуму».

Выступая ранее, Владимир Путин назвал завершение работы над проектом закона одним из главных приоритетов министерства. «Основную проблему вижу в том, что действующее законодательство не отвечает на сущностные вопросы: зачем государство совершает конкретную закупку и какой результат намерено получить. А главное — насколько эффективно расходуются триллионы бюджетных рублей (в 2011 году на госзакупки было потрачено почти 5 трлн руб.)», — подчеркнул избранный президент. По его мнению, существующие правила закупок, а также правила отбора поставщиков лишь препятствуют участию в тендерах профессиональных компаний.

Как рассказал РБК daily источник, знакомый с ситуацией, рассмотрение документа в правительстве может завершиться до конца апреля. «Думаю, сейчас процесс принятия законопроекта пойдет намного быстрее, чем в прошлом году. Прошли серьезные процедуры согласований», — соглашается директор Института управления закупками и продажами НИУ ВШЭ Ирина Кузнецова.

В конце прошлого года законопроект уже вносили в правительство (с обширной таблицей разногласий от ФАС и Минфина), однако тогда документ вернули на доработку. Проект закона, внесенный в правительство 18 апреля, почти полностью согласован с ФАС. «На последней стадии работы ведомства сильно сблизили свои позиции», — пояснил РБК daily источник. Ранее чиновник ФАС также заявлял РБК daily, что работа по доработке ФКС вышла из рамок «споров» в «конструктивную беседу».

«Позиции ФАС и Минэкономразвития в последнее время значительно сблизились», — подтвердил РБК daily начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев.

Однако, по словам г-на Евраева, разногласия все же остаются. «Среди основных — новый формат текста, что означает автоматическую потерю всех подзаконных актов (а их сейчас более 30), которые создавались на протяжении пяти лет. Принятие новых подзаконных актов (по новому законопроекту их не менее 37) займет несколько лет, и это будут сложные времена для заказчиков и предпринимателей», — считает г-н Евраев.

Кроме того, новый формат текста означает огромное количество разночтений в правоприменительной практике, которые придется шлифовать большим количеством поправок, добавляет он. «Также в законопроекте содержится множество белых пятен, например, неурегулированные вопросы приемки или реализации финансового обеспечения», — говорит он, добавляя, что в общем многие замечания ФАС все же были учтены.

В ходе доработки некоторые положения законопроекта действительно существенно изменились. «В том числе были приняты во внимание многие рациональные предложения ФАС», — разъяснил собеседник РБК daily. В частности, в обновленной версии документа был серьезно модернизирован такой инструмент закупок, как запрос предложений. Ранее при запросе предложений заказчик мог сослаться на «срочность» закупок, что, по мнению ФАС, сильно обогащало почву для нарушений — многие поставщики могут просто не успеть поучаствовать в торгах. Теперь заказчикам можно использовать механизм «срочности» лишь в четвертом квартале года, когда времени на долгие закупки действительно почти нет.

«Всем придется более качественно планировать закупки. Однако стоит отметить, что срочные закупки возникают не только в четвертом квартале. Стоит вспомнить хотя бы прошлогодние пожары», — предупреждает г-жа Кузнецова.

Несколько либерализовались требования к участникам торгов. Для них сняли излишний бюрократический барьер — необходимость представлять исчерпывающий перечень документов, порой для участия в госзакупках вовсе не нужных.

По предложению ФАС изменились правила одностороннего расторжения контрактов: чтобы заказчик не смог «шантажировать» поставщика тем, что расторгнет контракт, в законопроект внесли положение, согласно которому заказчик должен отправлять в контролирующий орган (ФАС) уведомление о желании разорвать контракт, а также вывешивать уведомление на сайте.

Чтобы принятие документа не застопорило всю систему госзаказа (помимо законопроекта отрасль регламентируется множеством нормативных актов), предполагается, что в переходный период будут действовать старые требования (о квалификации, порядке ценообразования и пр.), которые будут постепенно дорабатываться.

Помимо этого из законопроекта убрали инструмент поручительств, а также модернизировали антидемпинговые меры — чтобы не отбить у поставщиков желание серьезно снижать цену (на 25% и более).

Популярные новости

To Top