Власть

Минэкономразвития уточнило, как предприниматели могут демпинговать при госзакупках

В новой версии законопроекта о Федеральной контрактной системе (ФКС) поставщикам разрешат сбивать цену на 25% и более, однако платой за демпинг будет обязанность предпринимателя обосновать бросовые цены. Кроме того, если бизнесмен решил скинуть цену контракта на четверть, финансовое обеспечение заявки для него вырастет до 30%.

«Тема антидемпинга была одной из самых острых при обсуждении законопроекта о ФКС», — заявил вчера замминистра экономического развития Михаил Осеевский. Особенно вопрос падения цен контрактов на 25% и более волновал строителей и ученых — они опасались, что их отрасли могут наводнить неквалифицированные участники.

С другой стороны, ФАС ранее неоднократно выступала за устранение жесткого антидемпингового барьера (в предыдущей версии законопроекта первый из участников, достигающий при снижении цены отметки в 75% от начальной, объявлялся победителем, а торги останавливались), аргументируя это тем, что в некоторых отраслях поставщики могут сбавлять цену существенно ниже 25%, при этом не теряя качества поставляемых товаров или услуг.

В той версии законопроекта, которая была внесена в правительство 18 апреля, отклонение заявок с демпинговой ценой (25% и более) стало более гибким. «Цену на товар можно снизить на четверть, но при этом участник должен предоставить расчеты такого снижения, а также гарантийное письмо от производителя, подтверждающего поставку по такой цене», — пояснил г-н Осеевский.

Если же речь идет не о товарах, а о выполнении работ или услуг (к примеру, строительство), то поставщик, сбивший цену, должен предоставить заключение о возможности выполнения работ по такой стоимости, выданное саморегулируемой организацией, добавил замминистра.

Впрочем, эти правила касаются не всех: если исполнитель решил демпинговать на научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических контрактах, его не допустят к закупкам вне зависимости от наличия обоснований. В Минэкономразвития такую границу отсечения объясняют тем, что в подобных контрактах экономия обычно происходит лишь за счет снижения затрат на оплату труда — то есть вместо высококвалифицированных сотрудников работать могут люди без знаний и опыта.

«Вполне разумная редакция», — комментирует директор Института управления закупками НИУ ВШЭ Ирина Кузнецова. По ее словам, стоимость НИОКР сложно исчислять в человеко-днях, поэтому при таких контрактах главные требования должны предъявляться к квалификации и репутации.

По словам г-жи Кузнецовой, демпингующих на рынке госзаказа, вопреки распространенному мнению, немного — менее 5%. «В основном это касается лишь каталожных товаров — продуктов питания, медицинских товаров, компьютерной техники и пр.», — говорит она.

Еще один механизм против злостных демпингистов — увеличение финансового обеспечения. «Если цена опускается на 25% и ниже, то автоматически финансовое обеспечение достигает 30% от цены контракта», — отметил г-н Осеевский.

При этом сам механизм обеспечения заявок в законопроекте также изменился. Если в предыдущей редакции для контрактов стоимостью меньше 1 млн руб. обеспечения вообще не было, то в новой версии обеспечение появилось, но минимальное — 1%. Это «отпечатки пальцев», которые остаются в банковской системе при внесении обеспечения, а это главное условие «неотвратимости ответственности для недобросовестных участников, демпинговавших на торгах и уклонившихся затем от заключения контракта», поясняют в Минэкономразвития. Для остальных торгов обеспечение сохраняется — не более 5%.

Председатель совета директоров компании B2B-Center Александр Бойко считает, что проблема демпинга будет сопровождать электронные аукционы всегда, и новые меры борьбы с ним — лишь ненужная припарка недействующему механизму. «Если, к примеру, сделать электронный конкурс, проблема уйдет сама», — уверен он.

РБК daily

Популярные новости

To Top