Власть

Дмитрий Медведев вернет в Россию советский госплан

Как стало известно РБК daily, сегодня Дмитрий Медведев на Госсовете в Хабаровске может поручить правительству внести в Госдуму законопроект о госпланировании. Документ, фактически возвращающий российскую экономику к советской системе планирования, пылился в столах чиновников два года. Вновь вернувшись к жизни, он должен будет навести порядок в многочисленных стратегиях развития и заставить чиновников тратить бюджетные деньги на конкретный результат, а не популистские предложения.

Сегодня в Хабаровске пройдет Госсовет о повышении роли регионов в модернизации. Значительная часть мероприятия будет отведена обсуждению программного подхода в развитии экономики. По данным РБК daily, в предварительный список поручений по итогам совета внесен пункт о подготовке законопроекта о государственном стратегическом планировании к внесению в Госдуму.

Проект рамочного закона, о котором идет речь, был разработан в 2009 году Минэкономразвития. Документ фактически возвращает в российскую экономику систему госплана, существовавшего в Советском Союзе. По идее создателей, он должен ввести порядок разработки стратегических документов и связать разрозненные стратегии (которые сейчас в среднем выполняются лишь на 30%) в единый механизм. В законопроекте перечислены цели и принципы стратегического планирования, закрепляется процесс подготовки и создается реестр стратегических документов. Отдельная глава отведена внутреннему и внешнему контролю. Президенту, Счетной палате и органам финансового контроля дается право проверять, насколько эффективным было выделение бюджетных средств на ту или иную стратегию и насколько полученный результат пошел на пользу экономике страны.

Два года назад ведомства утверждали, что документ почти готов к внесению в Госдуму. Однако в итоге работа над законом остановилась. В апреле этого года был опубликован правительственный план по повышению эффективности бюджетных расходов. В документе было предусмотрено внесение законопроекта о стратегическом планировании в правительство во втором квартале 2011 года. Однако, как рассказал РБК daily осведомленный источник, Минфин и Минэкономразвития так и не смогли согласовать документ вовремя. В итоге срок исполнения поручения был вновь перенесен — на 30 ноября. Законопроект будет внесен в правительство с таблицей разногласий.

В пресс-службе Минфина подтвердили, что ведомство согласовало с Минэкономразвития таблицу разногласий по документу. О чем именно не могут договориться чиновники, представитель министерства уточнять не стал. Как рассказал РБК daily источник, близкий к правительству, Минфин не хочет согласовывать часть документа, посвященную контролю за итогами реализации стратегий и расходованием бюджетных средств. «Сейчас многие стратегии и программы разрабатываются с популистскими целями и на практике не увязаны с получением конкретных результатов», — рассказывает собеседник. Если государство будет проверять конкретные результаты всех программ, их финансирование может существенно сократиться, добавляет он.

Законопроект призван упорядочить стратегические документы (концепции, стратегии, доктрины), которых, по данным Минфина, насчитывается в настоящее время около 300, объясняет чиновник Минэкономразвития Виталий Дементьев. «Реальные возможности финансового покрытия из федерального бюджета этих стратегий в условиях волатильности цен на сырье (нефть, газ, металлы и т.д.) существенно ограничены. Только на одну госпрограмму вооружения на 2011—2020 годы потребуется более 20 трлн руб.», — говорит он.

Необходимо выстроить общую систему стратегирования: привести к единому формату стратегии общие, отраслевые, региональные концепции долгосрочного развития и механизмы финансирования целевых программ, отмечает замминистра экономического развития Калужской области Виталий Еремеев. «Но в том виде, в котором этот закон находится в настоящий момент, принимать его нельзя», — уверен он. Закон будет очень сложен для регионов и не будет учитывать уже сложившихся наработок.

Один из недостатков законопроекта — избыточное число документов планирования, согласен сопредседатель Совета по национальной конкурентоспособности Андрей Шестопалов. Это повлечет генерацию большого числа подзаконных актов и процедур согласования и сделает закон неэффективным. «Закон возвращает нас к госплану. Сама концепция еще сырая: его цель — увеличить эффективность органов власти, а реально он снизит ее», — предупреждает он.

Популярные новости

To Top