Власть

Чиновников оставят без «мерседесов» и швейцарского сыра

Минэкономразвития и Минпромторг направили в правительство список товаров, которые будет запрещено закупать для государственных и муниципальных нужд, если это товар не из России, Белоруссии или Казахстана. В процессе согласования между министерствами перечень сильно уменьшился — из 119 пунктов в нем осталось только 20. Это продукты питания и транспортные средства, следует из писем ведомств (есть у «Известий»). Запреты планировалось наложить уже с 1 января 2013 года, но, по всей видимости, межведомственные согласования откладывают введение протекционистских мер.

Лимиты госзакупок начнутся с «чувствительной» продукции

По информации «Известий», эти меры входят в пакет мероприятий по адаптации отечественной экономики к ВТО, утвержденный в октябре на заседании подкомиссии по экономической интеграции у вице-премьера Игоря Шувалова. Введение лимитов в области госзакупок — вполне легитимный механизм поддержки производителей в рамках участия России во Всемирной торговой организации, считают в правительстве. Исключение составит продукция партнеров по Таможенному союзу — Белоруссии и Казахстана.

На текущий момент Минпромторг и Минэкономразвития договорились, что госучреждения и ведомства смогут заказывать только российскую, белорусскую и казахскую колбасу, свежую и охлажденную говядину, свинину, мясо птицы, мясные субпродукты. Из круп ограничения коснутся только риса. Еще одна «национализированная» категория — молочные продукты: сливочное масло, сухое цельное молоко, сгущенное молоко, сухие и сгущенные сливки, сыры и брынза (кроме жирных, мелких мягких и деликатесных). Список согласован с Минсельхозом.

В первоначальный перечень Минпромторга из 119 позиций входили, например, живые свиньи всех пород, столовые и кухонные приборы из черных металлов, меди и алюминия, сантехника, мебель, медицинские приборы, оборудование для больничных палат, аптек и лабораторий, все лекарства, металлопродукция. Ведомство обосновало перед Минэкономразвития масштабность списка своим желанием защитить отечественного производителя. Так, Минпромторг включал в список только те товары, по которым снижается уровень тарифной защиты в рамках ВТО и которые являются конечными видами продукции, в достаточных объемах производятся в России и не уступают по качеству зарубежным аналогам.

Как пояснили «Известиям» в Минэкономразвития, в предложениях Минпромторга не было критериев отбора товаров и соответствующего анализа, отсутствовала информация о наличии производителей соответствующей продукции на территории РФ. Поэтому было принято решение для начала ограничиться перечнем наиболее «чувствительной» продукции. Уже в ближайшем будущем перечень должен быть расширен. То есть заграничную мебель и столовые приборы чиновникам будут запрещать покупать поэтапно.

Молочники и мясники всё равно озабочены

Руководитель информационно-аналитического центра Национального союза производителей молока Татьяна Рыбалова говорит, что этого решения отрасль ждала давно и полностью его приветствует. С другой стороны, российские производители опасаются, что белорусские коллеги в соотношении цены и качества «перетянут одеяло на себя».

— Белорусская молочная продукция дешевле, чем российская, качество их сливок, молока и сливочного масла при этом очень хорошее, — отметила Рыбалова. — Молочная отрасль в Белоруссии имеет большую господдержку, чем российские производители молока, поэтому может демпинговать на нашем рынке.

Глава Мясного союза России Мушег Мамиконян убежден, что вытеснение российских производителей их коллегами из Белоруссии и Казахстана неизбежно. По его мнению, в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) следует сегментировать рынки. Так, приоритетным для Казахстана должно стать овцеводство и разведение крупного рогатого скота, для России — птицеводство и свиноводство, а для Белоруссии — производство молока и свиноводство. Мамиконян отметил, что соответствующая программа Единой аграрной политики в скором времени будет предложена Комиссией ЕЭП.

Чиновникам придется отказаться от Mercedes, BMW и Cadillac

Что касается автомобилей, то по ним готовится отдельное постановление правительства. Согласно письму главы Минпромторга Дениса Мантурова Дмитрию Медведеву, с которым ознакомились «Известия», чиновникам позволят закупать для госнужд автомобили российского производства, а также иномарки. По словам Мантурова, «естественным является установление высокого барьера по уровню локализации» при государственных и муниципальных закупках.

Постановления по лимитам в сфере госзакупок планировали принять в декабре 2012 года, но введение ограничений откладывается из-за продолжающихся межведомственных согласований. Как рассказал «Известиям» источник в Минпромторге, недавно документ по автомобилям был возвращен из Минюста на доработку. По словам собеседника, уровень локализации не будет увязан с целевыми показателями по режиму промышленной сборки в России (60%) — механизм сделают комплексным и, скорее всего, включат в него другие критерии.

Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов считает, что Минпромторг едва ли будет сразу вводить жесткие требования по локализации — автопром к этому пока не готов.

— Скорее всего, инициатива изначально была направлена на то, чтобы исключить из списка госзакупок иностранные автомобили премиального класса, так как на территории России данные марки не имеют высокой степени локализации. Например, производство BMW в Калининграде началось после того, как Борис Немцов, будучи премьер-министром, обязал чиновников ездить на отечественных автомобилях. В Калининграде был открыт завод по производству машин BMW, они получили статус автомобилей отечественного производства, однако производство этих машин до сих пор не локализовано, — объясняет ведущий аналитик «Автостата» Андрей Топтун.

По словам Топтуна, немецкий концерн Daimler в России не производит легковых автомобилей Mercedes-Benz, а американская General Motors собирает Cadillac из импортных автокомпонентов. Эксперт считает, что уточнение о запрете, действующем только в случае наличия аналога, может позволить чиновникам обойти закон.

— Фактически машины премиального класса в России не производят. Следовательно, у чиновников есть карт-бланш на покупку этих автомобилей, — говорит Топтун. По его мнению, в случае если ведомства не пропишут требования более четко, чиновники вряд ли поддержат российское производство.

Известия

Популярные новости

To Top