Экономика. Рынки

Ритейлеров призвали к соразмерности штрафов для поставщиков

Практика выставления ритейлом штрафов поставщикам на суммы, превышающие ущерб от нарушений, может прекратиться. Саморегулируемая организация участников рынка — Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик — указала на необходимость соразмерности санкций. Кабальные штрафы лишают производителей средств на развитие бизнеса и теперь могут быть отрегулированы либо доработкой договоров поставки, либо законодательным запретом, считают поставщики. Сети же настаивают, что потери не ограничиваются прямым ущербом.

Издание “Коммерсантъ” ознакомился с протоколом заседания Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик (на добровольной основе регулирует отношения поставщиков и сетей с 2012 года) в конце августа. В частности, комиссия решила «обратить внимание» участников рынка, что штрафные санкции в случае их наличия должны быть соразмерны потерям пострадавшей от нарушения стороны, следует из документа. На августовском заседании вопрос обсуждался в контексте выставления неустойки поставщикам за непредставление или несвоевременное представление документов. Но замечание о соразмерности касается всех штрафов, которые выставляются за любые нарушения. В самой организации отказались от комментариев до формального подписания документа.

Сегодня в большинстве случаев торговые сети не приводят обоснований соразмерности, а просто назначают уровень неустойки и указывают, за какие именно нарушения она может быть удержана. После изменения закона о торговле в 2016 году количество оснований для штрафов у сетей выросло в несколько раз, а суммы увеличиваются с каждым годом.

Даже за небольшую недопоставку, до 10% от заказа, сумма штрафа может доходить до 100% стоимости всей партии. Тогда как соразмерным признан штраф не более 15% от суммы недопоставки при исполнении более 95% заказа. Штрафы для некоторых поставщиков сопоставимы с размером их рентабельности: производители лишаются оборотных средств и возможностей для развития и модернизации.

На рынке ритейла отмечают, что все зависит от методики расчета потерь. Ущерб может быть как прямым в случае упущенной выгоды, так и нематериальным, как снижение лояльности покупателей, которые не нашли заявленный по акции товар, или падение конкурентоспособности из-за пустой полки. Потери от непредставления документов могут быть несопоставимо больше штрафов, например при наложении санкций контролирующим органом или невозможности возврата НДС.

Поставщик может и оспорить выставленный штраф, но обжаловать можно сам факт нарушения договора, а не размер штрафа. Эксперты ожидают, что до 2020 года в договоры поставки будут включены дополнительные соглашения для урегулирования ситуации. Если этого не произойдет, остается только законодательный запрет штрафов или разрешение взыскания неустоек исключительно в судебном порядке с проверкой соразмерности.

Несоразмерность штрафов — второстепенный вопрос в ситуации, когда сами штрафы выставляются без серьезных оснований. При этом, у поставщика нет возможности оспорить санкции — приходится уплачивать штрафы в досудебном порядке из-за риска потери полки.

Популярные новости

To Top