Экономика. Рынки

Продуктовые санкции точечно переработают

Правительство рассматривает точечные решения по смягчению продовольственного эмбарго, введенного в августе прошлого года в отношении поставок из Евросоюза и еще ряда стран, заявил в понедельник вице-премьер Аркадий Дворкович. Министр экономики Алексей Улюкаев вчера же пояснил, что это коснется импорта из Греции и Венгрии. Впрочем, полностью снять контрсанкции в отношении готовой продукции из этих стран в правительстве не готовы: речь может идти лишь о схемах поставки сырья для дальнейшей переработки.

«Есть запросы из некоторых стран по отдельным послаблениям и запросы от компаний, которые работают в России и занимаются переработкой сырья, где нет наших заменителей, мы это серьезно рассматриваем»,— заявил вчера вице-премьер Аркадий Дворкович. В качестве примера он привел ситуацию с детским питанием из органического сырья, не производимого в РФ. Речь не идет о массовом снятии ограничений на поставки продовольствия, отметил вице-премьер.

Вопрос о точечном снятии эмбарго в отношении продовольствия из отдельных стран ЕС обсуждался в ходе февральского визита в Будапешт Владимира Путина, сообщил накануне пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. По его словам, ослабление контрсанкций возможно в случае, если западные компании будут инвестировать в создание мощностей для его переработки в России, тогда как возможность полного снятия эмбарго в отношении отдельных стран исключена: «Россия как член ВТО не может заниматься избирательными действиями». Глава Минэкономики Алексей Улюкаев вчера сообщил, что рассматриваются не противоречащие нормам ВТО варианты ослабления продуктового эмбарго для Греции и Венгрии, в частности в формате поставок давальческого сырья (используется для дальнейшей переработки на территории страны-импортера) и толлинга (поставки сырья с последующим экспортом готовой продукции).

Введенные в августе контрсанкции коснулись поставок продовольствия из стран ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии. Под запрет попали мясо, колбасы, рыба, овощи, фрукты, молочная продукция, но не попали мясные и овощные консервы для конечного потребления. Отметим, о крупных инвестпроектах компаний Венгрии или Греции в РФ, которые простаивают сейчас без импортного сырья из этих стран, ничего не известно. Смысл схемы «снятие эмбарго в обмен на инвестиции в переработку» для инвесторов неясен, поскольку плодоовощные консервы из ЕС, как и детское питание, в Россию можно завозить и сейчас. Нет ограничений и на инвестиции ЕС в производство сырья в России.

Потери только европейских компаний от эмбарго оценивались примерно в €4-5 млрд в год (около половины продовольственного импорта в РФ). При этом, несмотря на то что в долях наибольшие потери понесли поставщики из Финляндии и стран Балтии, первыми с официальной просьбой снять ограничения на поставки некоторых видов сельхозпродукции, в частности персиков, клубники, апельсинов, готовы обратиться власти Греции. Обращение в Россельхознадзор будет направлено 3 марта, сообщил ТАСС замминистра сельского хозяйства страны Панайотис Сгуридис. По данным российской таможни, импорт из Греции в 2014 году по сравнению с 2013-м сократился на 20%, до $497 млн (это в значительной мере продовольственный экспорт в РФ), при этом из Венгрии — всего на 10%, до $2,7 млрд.

В Евразийской экономической комиссии «Коммерсанту» заявили, что пока не получали запросов от отдельных стран и поставщиков. В случае же смягчения условий эмбарго по отдельным позициям потребуется согласование действий таможенных органов. «Основной риск — поставки в РФ продукции из других стран ЕС под видом греческой или венгерской даже в условиях единого рынка Евросоюза — может быть частично снят за счет требований по стране происхождения товара, однако в случае поставок однотипного сырья проверка соответствия может быть затруднена»,— замечает заведующий лабораторией международной торговли ИЭП имени Егора Гайдара Александр Кнобель. Что касается соблюдения норм ВТО, то, по словам эксперта, как введение санкций, так и их частичное снятие этими нормами не регламентируется. Более того: пока действуют контрсанкции, предъявление особых требований к отдельным поставщикам не будет оспорено в ВТО, полагает господин Кнобель.

Популярные новости

To Top