Экономика. Рынки

Лодку снова тянет в тихую гавань. Минэкономики ожидает инвестиционный рост

Экономика России, как полагает замглавы Минэкономики Андрей Клепач, вероятно, избежит «шторма» в 2012 году благодаря высоким ценам на нефть и «сильному потенциалу», который должен обеспечить сильный инвестиционный рост во второй половине года. Остается лишь доверять интуиции господина Клепача — подобные заявления представителей экономических властей становятся симптоматичными: кроме предчувствий чиновников, на инвестбум во втором полугодии 2012 года ничто не указывает.

В прошедшую пятницу в Алтайском крае, выступая на зимней зерновой конференции, замглавы Минэкономики Андрей Клепач заявил: «Шторма в российской экономике в текущем году не предвидится». То, что РФ останется «тихой гаванью», чиновники предполагали и в преддверии кризиса 2008 года. Судя по всему, именно поэтому господин Клепач уточнил: «Если стоимость сырья не снижается, то никаких серьезных падений не ожидается». Цена нефти, уточнил он, превысила самые оптимистичные прогнозы, которые предполагали рост до $100 за баррель в 2012 году, достигнув на сегодня $120 за баррель.

Видимо не рассчитывая, что столь высокая цена нефти гарантирована надолго, в Минэкономики предполагают меньший рост ВВП в 2012 году, чем ранее. «В прогнозе у нас 3,7%, а может быть, даже несколько ниже, учитывая, что база 2011 года повысилась»,— сообщил в пятницу Андрей Клепач, сославшись на то, что Росстат оценил рост ВВП в 2011 году не в 4,2%, как предполагали в министерстве, а в 4,3%. В январе 2012 года с учетом сезонности экономический рост, по оценкам Минэкономики, оказался отрицательным (см. «Ъ» от 27 февраля). От большего падения статистику ВВП спасли высокие цены на сырье, позволившие в разы увеличить вклад частного экспорта в экономический рост, и оценка Минэкономики состояния промышленности, которая опять же в разы превышает оценки Росстата и независимых экономистов.

Впрочем, вчера в разговоре с «Ъ» господин Клепач отметил: в министерстве ожидали «паузу экономического роста в начале года». Его ускорение же помимо цен на нефть должен обеспечить инвестиционный спрос, который, «скорее всего, окажется выше ожиданий». Смену чистого оттока иностранного капитала на приток, которую замминистра предвидит «в марте, или начиная со второго квартала» 2012 года, он объясняет «фундаментальными факторами»: «Экономика России развивается на фоне европейской и других экономик». Официального объяснения, почему те же самые фундаментальные факторы не позволят иностранному капиталу задержаться в стране, нет: министерство прогнозирует в 2012 году отток на уровне $20 млрд.

«Помимо высоких доходов от экспорта важным драйвером роста является рост потребительского спроса,— указал в пятницу Андрей Клепач.— Мы получили рост розничного оборота на уровне 7,3%, хотя ожидали 6,5%». Механика этого роста такова: «реальные доходы населения у нас выросли на 0,8%, а розница — на 7,3%; этот разрыв покрывался в основном за счет потребительского кредитования (более 30%) и снижения уровня сбережений населения», пояснил замминистра. Иными словами, экономический рост поддерживался «проеданием» сбережений и увеличением долга населения. В январе 2012 года на фоне мизерной инфляции доходы и реальные зарплаты физлиц сократились, а темпы роста потребкредитования замедлились в разы (см. «Ъ» от 27 февраля). Но в Минэкономики ожидают, что потребление в 2012 году вновь превысит темпы роста экономики, увеличившись на 5%, а потребительский кредит будет расти темпом 20% годовых. Вместе с тем «потенциал снижения сбережений уже исчерпан». Даже в случае реализации указанного сценария, рост частного потребления, как указывают в ЦМАКП, фактически полностью обслуживается увеличением потребительского импорта: февральские опережающие индикаторы состояния промышленности РФ свидетельствуют об ужесточении конкуренции за российского потребителя.

Коммерсантъ

Популярные новости

To Top