Экономика. Рынки

Дробиз: главное, что потребление алкоголя не растет

Из результатов опроса ВЦИОМ следует, что в России снизилось количество людей, употребляющих алкоголь. Так, о трезвом образе жизни заявили 39% респондентов, в 2009 году показатель составлял 25%. В телефонном опросе принимали участие 1,2 тыс. человек.

Первое и самое главное. Вы хотите выяснить ситуацию в стране с населением 150 млн человек, в результате вы решили, что достаточно опросить 1,2 тыс. человек в 150 населенных пунктах, так они обычно делают. В Москве человек 10 случайных, человек восемь в Питере, и по пять-шесть в других городах. Любой здравомыслящий человек усомнится в адекватности данного результата опроса, он совершенно неадекватен, тем более что задается очень серьезный вопрос, это раз. Во-вторых, опрашиваемые всегда врут, всегда, и завышают свою оценку при социальных опросах, это закон маркетинга.

Третье. Если говорить о численности потребителей, то в мире за последние 120 лет, какие бы антиалкогольные кампании ни проводили в странах с европейской культурой, число потребителей алкоголя остается постоянным, это 75–80% от лиц старше 18 лет. Это совершенно нормальная и реальная оценка. Хорошо или плохо, это уже другой вопрос.

Чтобы у нас потребление упало, должны быть какие-то серьезные социально-экономические предпосылки. Я считаю, что у нас за последние 17 лет таких предпосылок не было, но думаю, что потребление точно не растет, вот это главное достижение: роста потребления нет. Хотя мы сегодня пьем значительно больше, чем в советский период на душу населения.

Однозначно, есть объемное сокращение, но почему? Мы находимся в демографической алкогольной яме с 2008 года, с 1990 по 2002 год детей рождалось в два раза меньше. Первые потребители пива, рожденные в 1990-м, а пиво пьют с 18 до 55 лет, вышли на рынок в 2008 году, и рынок начал валиться, и за 10 лет он обвалился почти на 25–30%, были и другие причины, но я считаю, это главное.

На рынке крепкого алкоголя кризис начнется только в следующем году и продлится до 2030 года, поэтому то, что мы находимся в этом кризисе. Для примера: сегодня потребителей алкоголя от 18 до 26 лет, группа серьезная, в два раза меньше, чем было 10 лет назад. Почему? Не потому, что они бросили пить и рванули на турник, хотя кто-то мог так сделать. Дело в том, что этих людей просто в два раза меньше в России по численности чем 10 лет назад, естественно объем потребления в группе от 18 до 55 в общем объеме сегодня меньше, чем это было 10 лет назад.

Но это такое хитрое статистическое падение, реально не надо себя обнадеживать, это непонятное исследование ВЦИОМ вылезло после вчерашнего сообщения о том, что в России резко упали продажи водки, ликероводочных изделий, игристых и так далее. Но это ложь, ничего у нас не упало.

Изменилась система статистики, раньше этим занимался Росстат, и он пытался учитывать все, и считаю, что ошибка Росстата была плюс-минус 10%, в других отраслях, наверняка, аналогично. Сегодня система ЕГАИС дает данные из каждой торговой точки, но учет в первом полугодии велся только в городской рознице, поэтому ошибка Росстата плюс-минус 10% точно. И никакого снижения продаж в России нет.

Вадим Дробиз
Директор Центра Исследований Федерального и Регионального Рынков Алкоголя
специально для RNS

Популярные новости

To Top