Экономика. Рынки

Аналитики заявили о подешевевшей банке пива и росте стоимости напитка

Напитки в алюминиевых банках
getty images

В этом году пиво подешевело в рознице в среднем на 2%, подсчитали аналитики Nielsen. Но речь идет о снижении цены лишь одной банки или бутылки: в то время как сам напиток дорожает, производители уменьшают размер упаковки, пишет РБК.

Алкогольные напитки стали в этом году единственной категорией из продуктов повседневного спроса, которая показала по итогам января—августа отрицательную инфляцию, следует из презентации исследовательской компании Nielsen на основе ее аудита розничной торговли в городах с населением от 10 тыс. человек. За первые восемь месяцев спиртное в среднем подешевело по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 0,9%, тогда как, к примеру, сигареты подорожали почти на 10%, продукты питания — на 4%.

Отрицательную инфляцию алкоголь показал исключительно благодаря пиву, доля которого во всей категории составляет почти 84% в натуральном выражении и 44% в денежном, уточняет Nielsen. Подешевело — на 2% — только пиво, водка подорожала в среднем на 1,5%, все другие алкогольные напитки — на 5,3%.

При этом речь идет о средней цене за один товар, в случае пива — банке или бутылке, обращает внимание Nielsen. Одна упаковка в январе—августе 2020 года стоила в рознице в среднем 63,9 руб., тогда как годом ранее это были 65,3 руб. Но само пиво как напиток при этом не подешевело: в пересчете на литры в первые восемь месяцев 2020 года средняя цена 1 л пива равнялась, по подсчетам Nielsen, 98,1 руб., что на 0,5% больше, чем за тот же период 2019 года.

То, что отечественное пиво действительно дорожает, фиксирует и официальная статистика. По версии Росстата, розничные цены на сваренное в России пиво в январе—августе выросли на 0,8%, до 115,2 руб. за 1 л. Информацию о средней цене за одну упаковку ведомство не приводит.

Почему дешевеет банка или бутылка пива

Снизившуюся на 2% среднюю цену одной упаковки пива аналитики Nielsen объясняют эффектом «даунсайзинга», когда производители уменьшают массу или объем продукта и, соответственно, размер упаковки, чтобы удержать цену.

Распад империй: как стареющая элита губит итальянский бизнес
Использовать этот прием производители товаров повседневного спроса начали с 2012 года. За это время, до 2018 года, размер упаковок, как отмечали аналитики исследовательской компании GfK, стал меньше на 7–20% в зависимости от категории товара: появились, например, пакеты молока объемом 920–985 мл или шоколадки весом 90–95 г. Во время пандемии тренд, впрочем, изменился: из-за роста домашнего потребления некоторые производители, наоборот, стали увеличивать упаковки — так сделали, например, производитель шоколада Milka — Mondelēz International и производитель молочных продуктов Danone.

Средний объем всех типов упаковок для пива снижается, по информации Nielsen, как минимум с 2018 года. Если в третьем квартале 2018-го средний размер ПЭТ-упаковки (полиэтилентерефталат, то есть пластиковая бутылка) для пива составлял 1,37 л, то в третьем квартале 2020-го — уже 1,33 л. Средний размер стеклянной и жестяной тары для пива за этот же период уменьшился с 0,48 до 0,46 л.

То, что в этом году многие производители посчитали целесообразным уменьшить размер упаковки, подтвердил РБК и директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев. Российская экономика переживает «не лучшие времена», пиво дорожает, и производители стараются сохранить доступным для потребителя качественный легальный алкоголь по привычным ценам, поясняет Дурдыев.

Самой популярной пивной упаковкой остается, по словам Дурдыева, ПЭТ — она занимает около 40% рынка, ее средний размер составляет 1,34 л. Снижение размеров коснулось и стеклянной тары, где средний объем упаковки составляет сейчас 0,46 л.

В розничных сетях, судя по ассортименту онлайн-супермаркета «Перекресток», можно найти стеклянные бутылки и жестяные банки с пивом как размером 0,5 л, так и немного меньше — от 0,46 до 0,44 л. РБК направил запрос в торговые сети «Магнит», X5 Retail Group (управляет магазинами «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»), «Ашан» и «Лента».

Что происходит с продажами

Продажи пива выросли в январе—августе 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019-го на 6% в натуральном выражении, констатирует Nielsen.

У датской Carlsberg Group, владельца российской пивоваренной компании «Балтика», продажи в Восточной Европе выросли за девять месяцев на 5,1%, до 20,4 млн гектолитров, следует из отчета компании. Российский рынок показал в третьем квартале, когда потребление пива традиционно высокое, особенно сильный рост — на 19% — в том числе благодаря теплой погоде и увеличившейся промоактивности.

Еще один производитель, турецкая Anadolu Efes, указывает в своем отчете, что его продажи за рубежом за девять месяцев 2020 года выросли более чем на 4%, до 24,5 млн гектолитров. При этом в третьем квартале основной вклад в рост таких продаж внесла Россия, где они увеличились минимум на 10%. Внутреннее потребление пива выросло в том числе и из-за того, что выезд российских туристов за границу был ограничен, отмечает компания.

У голландской Heineken пока доступна отчетность только за первое полугодие. За этот период продажи в регионе, к которому относится Россия, упали на 15,9%, до 18,1 млн гектолитров. В России падение тогда также измерялось двухзначными цифрами.

Популярные новости

To Top