Бизнес

Среднему бизнесу предоставят условия для сотрудничества с госкорпорациями

Как стало известно, Агентство стратегических инициатив (АСИ) предлагает увеличить долю закупок госкомпаний у среднего бизнеса. Для этого корпорации с госучастием должны публиковать планы закупок, дробить крупные заказы и продлить сроки действия контрактов до пяти-семи лет. Участвовать в пилотном проекте согласились РЖД, «Почта России» и Федеральная сетевая компания (ФСК).

«Ни для кого не секрет, что сегодня у каждой госкомпании существуют собственные (поставщики. — РБК daily). И при этом, к сожалению, часто довольно мутные и малопонятные требования к поставщикам оборудования, материалов, других продуктов и услуг», — говорил Владимир Путин на съезде «Деловой России» в декабре 2011 года. Чтобы место «карманных фирмочек и фирм» заняли конкурентоспособные компании, премьер поручил Минэкономразвития и АСИ подготовить механизмы, которые сделали бы закупки в таких компаниях прозрачнее.

«В настоящее время большая доля контрактов госкорпораций на поставку товаров и услуг достается, как правило, крупным структурам, в то время как шансы компаний среднего бизнеса выиграть серьезный тендер в госкомпаниях относительно невелики», — рассказал РБК daily глава направления «Новый бизнес» АСИ Артем Аветисян. Поэтому оценивать прозрачность закупок в госкомпаниях в АСИ предлагают с помощью доли контрактов, которые достаются среднему бизнесу.

Чтобы облегчить доступ таких компаний к закупкам, АСИ запустит пилотный проект с тремя госкомпаниями: ФСК, РЖД и «Почтой России». Во-первых, госкомпании должны будут больше рассказывать о своих нуждах на ближайшие несколько лет. «Сейчас у каждой госкомпании есть планы инновационного развития. И было бы правильно, чтобы они более подробно рассказывали об этих планах, публиковали их на своих сайтах в понятном виде, чтобы бизнес видел, какие товары или услуги будут востребованы в ближайшие несколько лет», — говорит г-н Аветисян.

Во-вторых, в АСИ предлагают дробить крупные контракты на более мелкие, которые сможет выполнить средний бизнес. «При этом сами госкомпании заинтересованы в создании таких условий для среднего бизнеса, так как это позволит работать напрямую с конкретными производителями продукции и услуг, а также упростить контроль выполнения условий контрактов», — объясняет г-н Аветисян. Наконец, госкомпании должны заключать контракты на более длительные сроки — на пять-семь лет, что «позволит компаниям среднего бизнеса получить выгодный долгосрочный кредит, открыть производство, наладить выпуск продукции и создать новые рабочие места». Представить премьеру результаты работы агентство планирует к третьему набсовету АСИ.

В пресс-службе «Почты России» подтвердили участие в проекте и отметили, что о «первых результатах такой работы, очевидно, можно будет говорить не раньше, чем через полгода-год». Сама компания также проводит политику по равному доступу к закупкам. Так, год назад из регламентов компании убрали требования к участникам, которые могли бы ограничивать доступ малого и среднего бизнеса к торгам: о размерах уставного капитала, коэффициента ликвидности, доходов, а также о квалификации и опыте работы поставщиков. Переговоры с АСИ о повышении доли малого и среднего бизнеса в закупках вчера также подтвердили в ФСК, в РЖД не смогли дать оперативный комментарий.

В Минэкономразвития, которое является соисполнителем поручения, РБК daily пояснили, что базовые механизмы по повышению прозрачности закупок госкомпаниями и госкорпорациями прописаны в 223-ФЗ (закон о закупках госкомпаний), который вступил в силу 1 января. Главный элемент прозрачности — публикация на едином сайте закупочных планов и извещений о процедурах с 1 июля. «Сейчас мы совместно с Федеральным казначейством прорабатываем техническую сторону процесса: специально созданный сайт должен быть максимально удобным и простым в использовании и максимально информативным», — пояснили в министерстве.

Закон требует существенного совершенствования, и у Федеральной антимонопольной службы (ФАС) таких инициатив десятки, оппонирует начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев: необходимо прописать конкретные правила размещения заказа, чтобы не было неограниченной свободы действий, которая сейчас существует; определить ограниченный перечень электронных площадок (потому что иначе расцветет электронное мошенничество, когда участнику отказывают по техническим причинам, ссылаясь на его неработающий сервер). «Мы хотим, чтобы госкомпании работали по прозрачным правилам, однако сейчас закон требует только одно: «Покажите, что у вас происходит». И даже этого сейчас не видно, потому что Минэкономразвития было против полноценного реестра контрактов. А его отсутствие ведет к тому, что увидеть, как закончились торги, невозможно», — говорит чиновник.

Популярные новости

To Top