Бизнес

Россия «встретилась» с Западом

Россия наконец «встретилась» с Западом — больше половины предпринимателей (52% за рубежом и 53% в России) ставят перед собой задачу роста своего производства. Однако двигаются они в разных направлениях. Если в мире компании уделяют развитию своего бизнеса все больше и больше внимания, то для отечественных, напротив, вопрос развития постепенно отходит на задний план, говорится в исследовании Ernst & Young.

Несмотря на ожидание нового финансового кризиса, больше половины компаний в мире считают своей основной задачей рост бизнеса, свидетельствуют данные «Барометра уверенности компаний» Ernst & Young (есть в распоряжении РБК daily). Если в апреле 2020 года такую цель ставили перед собой только 38% предпринимателей в мире, то сегодня — 52%.

Пока мировые компании набирают оптимизма, российские его теряют. Еще два года назад задачу роста перед собой ставили 96% предпринимателей (почти в три раза больше, чем в мире), в апреле 2012-го — лишь 53%. На ожидания бизнеса давят макроэкономические показатели, объясняет партнер Ernst & Young Даврон Рустамкулов. «Респонденты видят, что рост выручки ограничен, и для компаний (42% от опрошенных) становится первоочередной задачей удержать тот объем рынка, который был у них достигнут в 2010 году, — говорит он. — Компании перегруппируются, пытаются рефинансировать и продлить свои долговые обязательства либо отложить срок погашения».

Настроения бизнеса постоянно ухудшаются, потому что реформы замедлились, а негативное влияние госорганов все время растет, комментирует результаты опроса профессор РЭШ Константин Сонин. Нацеленность на рост в 2010 году он связывает с общей атмосферой оптимизма по сравнению с тем, «насколько все было мрачно в 2009 году». Однако потом причин для оптимизма у предпринимателей не было, считает он. «Последние реальные реформы были проведены в 2004 году, с тех пор никаких существенных упрощений или послаблений бизнес не знал. Пока это сопровождалось ростом цен на нефть, ситуация была терпимой. При одновременном наступлении кризиса и ухудшении условий оптимизм улетучился», — объясняет он.

О неуверенности предпринимателей свидетельствуют и данные Росстата. В мае индекс предпринимательской уверенности в обрабатывающих производствах понизился на 1 п.п. по сравнению с апрелем 2012 года.

Такой спад нехарактерен для конца весны. Сезонное ослабление индекса обычно наступает в августе, сейчас предпринимательская уверенность пошла на спад уже в мае, обращает внимание эксперт ФБК Игорь Николаев. «Неопределенность нарастает, а динамика промпроизводства всего 1,3% — это самый низкий за последние три года», — сетует он.

Существует две причины, по которым бизнес теряет уверенность в себе, говорит профессор НИУ ВШЭ Алексей Красавин: во-первых, дефицит инвестиций, «в результате чего невозможно осуществить даже ранние бизнес-планы», во-вторых, неустойчивость спроса и снижение динамики портфеля заказов за последние полгода. Осторожничать компании также заставляет общая финансовая неустойчивость: «Если та или иная компания декларирует значительные темпы роста, которые не могут осуществить, котировки акций падают и повышается стоимость обслуживания долга по ранее выданным обязательствам».

Напряжение бизнеса действительно ощущается, подтверждает вице-президент «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. «Некоторые предприниматели просто хотят все бросить и уехать. Раньше люди думали о том, продавать ли бизнес, сейчас готовы на все более-менее приличные условия», — отмечает он.

Популярные новости

To Top